16+
Четверг, 7 ноября 2024
  • BRENT $ 75.26 / ₽ 7392
  • RTS864.26
6 июля 2021, 22:45 Политика

Против кого же «батька» вводит санкции? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Лукашенко просто ничего не остается, кроме как делать отчаянные шаги вроде перекрытия транзита из Европы в Россию и Китай, делая их невольными заложниками своей политики, отмечает политолог

Георгий Бовт
Георгий Бовт Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Александр Лукашенко поручил ограничить транзит товаров из Германии через Белоруссию в Россию и Китай. Их можно везти через Финляндию или Украину, где хорошие дороги, заявил белорусский президент. Таким образом Лукашенко отреагировал на секторальные санкции ЕС против Минска, в частности — на запрет на торговлю и транзит калийных удобрений и нефтепродуктов, а также на доступ белорусских банков на европейский рынок. Чего ждать дальше?

Российские власти оказались поставлены в весьма неудобное положение в связи с заявлением Лукашенко о возможности прекращения транзита из Европы в Россию и Китай. И это только на первый взгляд оно выглядит как совершенно отчаянное. Такие действия однозначно приведут к огромным издержкам и прямым потерям для российских компаний-импортеров и экспортеров, размеры которых пока даже трудно подсчитать. Однако при этом в Москве не могут покрутить пальцем у виска, обращаясь к Лукашенко: мол, Александр Григорьевич, вы чего это удумали?! Ни тем более не могут топнуть гневно ногой и напомнить Минску не только о Союзном договоре, но и об обязательствах в рамках ЕврАзЭс. Потому что если открыто одернуть Лукашенко на глазах всего мира, то получится, что Москва как бы подыгрывает западным санкциям и пытается смягчить удар и ущерб для европейских компаний, перевозящих грузы через Белоруссию. Мы на такое, разумеется, пойти не можем. И в этом смысле российское руководство находится сейчас с Лукашенко в одной лодке. С другой стороны, на неформальном уровне с белорусским лидером можно оговорить все что угодно, в том числе и жестко поправить его в тех моментах, когда речь пойдет о наиболее чувствительном ущемлении интересов России. Однако какие-то издержки все равно неизбежны, и они лягут на российский бизнес, который будет тут крайним.

В прошлом году объем только железнодорожного транзита через Белоруссию в направлении Европа — Китай вырос на 60%. При этом до начала кризиса на Украине в структуре транзита трубопроводный по объему составлял более 65%, железнодорожный — чуть менее 30%, а автомобильный — около 5%. Особой гибкости в логистике тут не просматривается. При этом подавляющую часть всего международного транзита через Белоруссию составляют именно российские товары. А что касается той же Германии, то Белоруссия среди экспортных рынков этой страны занимает лишь 60-е место. Товарооборот с Белоруссией у Германии в несколько раз меньше, чем с любой из трех маленьких балтийских стран.

Так против кого же «батька» на практике теперь вводит санкции?

После 2014 года огромная часть прежнего российского транзита через Украину переместилась именно в Белоруссию. Причем для самой республики разрыв торгово-экономических связей с Европой, а речь идет о почти полном разрыве, будет крайне болезненным. На Россию в прошлом году приходилась почти половина белорусского внешнеторгового оборота. На Евросоюз — не менее 20%, а в сфере услуг более 30%. При этом для России вторым по значимости зарубежным партнером в прошлом году была как раз Германия с товарооборотом 42 млрд долларов. Почти весь этот товарный поток шел через Белоруссию.

Сейчас белорусский премьер Роман Головченко храбрится и уверяет, что ущерб от санкций со стороны стран Запада составит менее 2,9% ВВП страны. Он также заявил о готовности переключиться на азиатские и российские технологии. По его оценке, например, Китай может «заменить 90% европейских и американских технологий».

Заменить, наверное, может, но не сразу и не все. К примеру, на уникальных большегрузных карьерных самосвалах БелАЗ, составляющих важную статью экспорта республики, ставили либо немецкие двигатели MTU, либо американские от Cummins, либо шведские от Scania. Оценки же санкционного ущерба от белорусского премьера выглядят, мягко говоря, неадекватно.

В этих условиях Лукашенко просто ничего не остается, как делать отчаянные шаги вроде перекрытия транзита из Европы в Россию и Китай, делая их невольными заложниками своей политики. Для доведения такой политики до логического конца, он же — полный абсурд, Минску осталось еще только газовый и нефтяной транзит перекрыть через свою территорию. Однако по опыту истории такая экономическая отвага далеко не всегда приводила к успеху.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию