Виктора Бабарико, который хотел участвовать в выборах президента Белоруссии, приговорили к 14 годам
Лента новостей
Бывшего главу Белгазпромбанка обвиняют в получении взятки и отмывании денег. Прокурор просил для него 15 лет лишения свободы
Обновлено в 11:48
Бывший председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико, который в прошлом году собирался участвовать в президентских выборах в Белоруссии, Верховным судом республики приговорен к 14 годам лишения свободы, сообщает агентство «Белта». Приговор огласили буквально через несколько минут после начала заседания.
Бабарико обвиняется по двум статьям: в получении взятки в особо крупном размере, а также в легализации средств, полученных преступным путем, в особо крупном размере. Прокурор запросил для него 15 лет заключения. Он единственный из восьми обвиняемых по «делу Белгазпромбанка», кто не признал вину по всем эпизодам обвинения. Как проходило заседание, рассказала белорусский журналист Мария Савушкина.
Мария Савушкина белорусский журналист «Здание суда окружили силовики, автозаки. Прямо возле входа остановилась машина с силовиками, довольно напряженная ситуация. Что касается того, ожидаемый или неожиданный был такой приговор, мы сейчас живем в такой ситуации, когда нет правосудия, нет правильного или законного расследования, поэтому никто не ждал какого-то справедливого решения суда. Сегодня видим, что Виктора Бабарико приговорили к 14 годам лишения свободы, а завтра, например, его могут освободить под давлением санкций. Мы все знаем, что человек не сделал ничего плохого: он просто использовал свое законное право на участие в выборах. Сейчас очень много судов проходит над активистами, над политзаключенными. Как они проходят? Очень закрыто и почти секретно, очень быстро, без участия общественности. Власти ссылаются на коронавирус, на ограниченное пространство в зале суда и так далее и используют эти аргументы для того, чтобы не пускать людей на заседания. Такой театр, и всем хочется, чтобы он поскорее закончился. Его приговорил Верховный суд, и, по-моему, этот приговор не обжалуется. Была какая-то процедура передачи рассмотрения из одного суда, то есть переквалифицировали статью, передали в Верховный суд, и этот приговор уже нельзя обжаловать».
Был ли приговор ожидаемым, как на него реагирует общественность и какие могут быть последствия? Комментирует президент Научно-исследовательского центра Мизеса в Минске Ярослав Романчук.
— То, что мы услышали, — 14 лет тюремного заключения — является, безусловно, следствием вовлечения крупного бизнесмена с очень большими и сильными корнями, связанными с российским бизнесом, с российским истеблишментом. Как сказал Лукашенко, бизнес и политика в Белоруссии существуют отдельно, если бизнесмены будут соваться в политику, там другие правила. И вот он показывает эти правила, демонстрируя, что готов пойти на любые меры для того, чтобы сохранить власть в стране, не допустить развития политической конкуренции.
— Получается, приговор был ожидаем, другого не могло быть?
— Могло бы быть в том случае, если бы другую позицию имела Россия, но Россия предпочла именно такой проект. Очевидно, здесь соображения скорее геополитического уклада, чем права человека или верховенство права.
— Приговор был озвучен буквально в первую минуту заседания. Это типично или нет?
— Очевидно, такой приговор — это какое-то субъективное мнение всей той системы, которая всеми правдами и неправдами защищает саму себя.
— Как на это реагирует общественность?
— Ожидаемо, но против общественности в Белоруссии действует мощнейшая, хорошо вооруженная система, которая работает без ограничений. Вся сила закона всегда на стороне людей в касках, ОМОНа, поэтому, что бы они ни делали, все равно они будут правы. Общество запугано, общество в шоке, творческая часть общества думает о том, чтобы уехать из страны. Но есть и часть общества, которая, стиснув кулаки, переходит в режим более радикальных мер, это тоже нельзя сбрасывать со счета.
— Для Бабарико есть ли какой-то путь обжалования или какая-то возможность еще что-то сделать?
— При отсутствии правовых инструментов в независимых судебных инстанциях обжалование не имеет никакого смысла, поэтому его дальнейшая судьба будет зависеть от целого ряда переговоров, в том числе по нормализации политической ситуации гуманитарного кризиса в Белоруссии. Когда наступят переговоры, будь то в режиме Россия — Беларусь, Беларусь — ЕАЭС либо еще какой-то формат, только тогда его могут выпустить. Пока это невозможно.
Следствие считает, что Виктор Бабарико «создал устойчивую группу из числа должностных лиц банка» и руководил ею с «целью длительного, неопределенного по продолжительности совершения преступления». Преступная деятельность группы заключалась в «систематическом» получении взяток «самим Бабарико и другими участниками преступной группы».