Приключения французского шампанского в России
Лента новостей
Moet Hennessy все-таки приостанавливает поставки шампанского в Россию. Об этом французская компания сообщила РИА Новости. Причина — поправки к закону о регулировании алкогольной продукции
Сначала из деловых СМИ стало известно, что Moet Hennessy приостанавливает отгрузки шампанского в Россию на неопределенный срок. Потом Bloomberg сообщило, что компания договорилась о поставках. В понедельник все снова поменялось, в Moet заявили, что временно перестают поставлять свои напитки в нашу страну.
Согласно поправкам к закону об алкогольном рынке, шампанское в России может быть только отечественного производства. Все остальное — игристое вино. И это до глубины души возмутило французов, потому что провинция Шампань все-таки находится во Франции, а не в России. Но дело не только в этом. Для Moet, согласно новому закону, требуется изменить маркировку. В законе сказано, что теперь нужно уточнить, что импортный напиток является игристым вином и соответствует требованиям, которые российские регуляторы предъявляют к такому продукту. На это нужно определенное время. Поэтому французский дом мог перестраховаться, чтобы не попасть на штрафы от российских партнеров, говорит партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев:
Андрей Григорьев партнер агентства винного консалтинга Double Magnum «Любое перелицензирование, смена документов требует времени. А Moet — крупный поставщик, у них есть даже формальные обязательства перед сетевыми клиентами, с которыми нарушение поставок может привести к штрафам. Поэтому они решили перестраховаться, сразу заявили о возможных форс-мажорах, что, кстати, не исключено, поскольку мы все понимаем, что есть закон, а есть нормативные документы, которые для реализации этого закона будут выпускаться. И как в этих нормативных документах будут трактоваться те или иные требования — надо еще посмотреть на эти документы».
В Кремле заявили, что закон принят и должен исполняться. Отреагировали и в Еврокомиссии, выступили против документа, который в СМИ уже окрестили «законом о шампанском». Хотя там десятки страниц, которые посвящены не только вину, но и плодовым напиткам, коньяку и так далее. В частности, устанавливается, что если, например, коньяк произведен из российского винограда, то его теперь можно называть российским. А если из иностранного винограда, то называть российским его нельзя. Вообще, документ просто упорядочивает наш алкогольный рынок. Но шумиха, поднятая из-за шампанского, все затмила. Интересно, что на этом фоне выросли котировки акций нашего винного дома «Абрау-Дюрсо». Business FM спросила мнение о новом законе председателя совета директоров группы компаний Павла Титова.
Павел Титов председатель совета директоров группы компаний «Абрау-Дюрсо» «Мы как виноделы живем по общемировым законам виноделия и всегда с ними считались. По нашему мнению, производители вина в регионе Шампань имеют полное право называться шампанским, где бы они ни продавали свое вино. Для нас как для «Абрау-Дюрсо» это особо ничего не значит. Для нас ничего не меняется, поскольку мы очень давно уже не пользуемся термином «шампанское» ни на этикетках своих, ни в своей терминологии — исключительно пишем «игристое вино» и в скобках «шампанское», где это требует закон — на акцизной марке и иногда на контрэтикетке».
По данным исследовательской компании «Цифра», Россия ежегодно импортирует 50 млн литров игристых и шампанских вин. Из них на долю Франции приходится 13%. Но в этой стране помимо Moet есть и другие производители, поэтому общая доля этой компании в нашем импорте — меньше 2%. Однако шум возник, кажется, совсем не по экономическим причинам. Французы много лет ведут борьбу за то, чтобы шампанским в мире называлось только то, что производится в их стране. Как, кстати, и коньяк. И в той же Италии есть игристое вино просекко, а в Испании — кава. Мы же за время СССР привыкли к напитку под названием «советское шампанское». В обиходе его еще называют ласковым словом «шампусик». Но ведь и французы прекрасно знали о готовящихся поправках, и лишь в день, когда закон ушел на подпись к президенту, появились сообщения о прекращении поставок, которые взорвали информационное пространство.
В Минпромторге заявили, что винная отрасль хоть и не в их ведении, но внимательно изучат закон и только потом прокомментируют. Ясность помогут внести разъяснения нового закона, но их пока нет. А с другой стороны, представим, что во Франции решили сделать так, что вся водка в этой стране может быть только французской. Реакцию России и россиян предсказать не сложно.