Отказ от «коньяка» за 3 млн евро: Армения приняла предложение ЕС
Лента новостей
Евросоюз выплатит Армении 3 млн евро за отказ от названия «коньяк», власти страны согласились. Что теперь будет с армянским коньяком, как его назовут и сохранится ли конкурентоспособность продукции?
Правительство Армении одобрило финансовое соглашение с ЕС, которое предусматривает процесс плавного отказа от указания слова «коньяк» для армянской алкогольной продукции, сообщает PanArmenian.
В Армении готовы поступиться скрепами. Да что там, национальным достоянием. Страна готова называть армянский коньяк не коньяком. А чем? Еще не решила. Европейский союз предложил 3 млн евро на содействие плавному и эффективному прекращению использования географического указания «коньяк» для армянского продукта.
На эти же деньги ЕС готов помочь производителям национального напитка сохранить конкурентоспособность на экспортных рынках. В совместной с ЕС программой предусмотрена и разработка нового названия для армянского коньяка, его реклама и маркетинг на внутреннем и внешних рынках. Все ради расширения торгового партнерства с ЕС.
Не мало ли европейцы предложили за такую жертву? Это только первый этап финансирования, дальше планируется больше. Комментирует председатель Союза виноделов Армении Аваг Арутюнян.
Аваг Арутюнян председатель Союза виноделов Армении «3 млн евро для составления дорожной карты. Там идет разговор о 20-25 млн на 20 лет. Два пути у правительства. Первое — придумать собственное название, но это очень сложно, потому что название должно отражать все армянские, все географические, исторические [особенности]. Общее такое название, которое бы ассоциировалось с Арменией, но таких нет. Или войти в переговорный процесс с французами, чтобы покупать правила использования слова «Арарат», когда экспортируют в ЕС. Даже в самой Армении согласно этому соглашению не имеют право использовать слово «коньяк».
В союзе армянских виноделов говорят, что решение для них было непростым, но этот вопрос как дамоклов меч висит над ними уже больше ста лет. С тех пор как Российская империя начала поставлять армянский (а тогда Шустовский) коньяк в Европу, Франция требовала изменить название. Коньяк — французский город в регионе региона Новая Аквитания, и напиток может производиться только из местных сортов винограда. Прямо как с шампанским и Шампанью. Царская Россия сопротивлялась и принципиально не подписывала соглашений по поводу защиты географических названий. Потом Франция давила уже на СССР, и частично страна уступила. Армянский коньяк, что шел на экспорт, был без спорного слова на этикетке — просто «Арарат», говорит Арутюнян.
Новая волна споров началась после распада СССР и формирования Европейского союза. Армения приобрела независимость, снова поместила слово «коньяк» на этикетки бутылок, что шли в Россию и страны СНГ. Объединенная Европа начала спрашивать уже с новой самостоятельной страны.
Евросоюз долго и упорно убеждал Армению, что он добьется, чтобы и Россия перестала использовать на бутылках географическое название французского города. Еще грозил санкциями, повышением ввозных пошлин. Республика решила поставить точку в коньячном споре, чтобы торговать национальным напитком беспрепятственно. Это, конечно, означает, что слова «коньяк» в будущем не будет на бутылках совсем, но, с другой стороны, такие примеры уже есть на российских прилавках. Не стоит драматизировать, считает руководитель Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.
Артур Саркисян руководитель Союза сомелье и экспертов России «Понятно, что большинство потребителей привыкло к слову «коньяк», мы тоже принимаем в этом участие. Я думаю, что в сентябре-октябре 2021 года уже появится наименование. Это все плавно перейдет. Мы иногда драматизируем ситуацию. Да, люди знают, что такое армянский коньяк, но будет армянский бренди или по-другому будет называться. Это не означает, что качество станет хуже. Может быть, армянские производители будут стараться делать еще более качественно. Я считаю, что это может пойти только на пользу».
Как считают армянские производители, если бы они 100 лет назад, как другие страны, отказались от слова «коньяк», решение не выглядело бы так болезненно. Но они уверены, что на продажах напитка это не скажется. По мнению участников рынка, лучшего общего наименования для армянского напитка, чем «Арарат», нет. Но проблема в том, что этим брендом и всем Ереванским коньячным заводом владеет французская компания Pernod Ricard. Получится ли с ней договориться — большой вопрос. По крайней мере, Армения собирается адресовать его французскому государству.