Нужно ли российским школьникам «цифровое портфолио» достижений?
Лента новостей
Данные об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях планируют собирать в цифровой профиль. Что об этом говорят учителя и родители?
Обновлено в 22.08
Российским школьникам соберут цифровой провиль. Это будет профиль, куда можно будет вносить все достижения учеников: данные об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, которые будет использовать легче, чем бумажные носители. Минпросвещения планирует внедрить цифровые профили до конца 2022 года, пишет «Коммерсантъ».
Пока это только эксперимент. Концепцию проекта должно еще согласовать Минцифры. Директор департамента цифровой трансформации и больших данных министерства Павел КузьминМинпросвещения, впрочем, уточнил, что введение обязательного цифрового портфолио для каждого ребенка не планируется.
Непонятно, будут ли туда вносить оценки из электронного дневника. Подробностей слишком мало, чтобы оценить проект. Если цифровой профиль поможет школьнику при поступлении в вуз или колледж, при переводе в другую школу или в профильный класс, то идея стоящая, говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
Олег Смолин первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке «Одно из возможных последствий — это частичная или полная замена ЕГЭ таким паспортом учебных и неучебных достижений, на основании которых потом будут давать возможность получения образования. Стремления к достижениям у ребенка могут быть разные в разное время: у кого-то — с первого класса отличница, спортсменка, комсомолка; у кого-то — ветер в голове и я влюбленный, и желание проявить себя появляется только в самых старших классах, а то и ближе к экзамену. Дьявол в деталях. Если это будет использовано в дополнение к системе экзаменов, если будет сделано что-нибудь подобное, при этом будут учитываться другие достижения ребенка, наверное, это нормально. Но пока мы не знаем, что выйдет из предложения министерства просвещения. Если будет использована только эта система, она ухудшает возможности для продолжения образования тех, кто поздновато схватился за голову. Надо создавать для ребенка возможности исправить свои ошибки».
Родители опасаются утечки данных, но эксперты считают, что данные о достижениях уже есть в открытом доступе на сайтах тех же организаторов олимпиад и конкурсов. Вряд ли их можно приравнять к данным о здоровье и психических особенностях ребенка, которые не планируется вносить в цифровой профиль. Есть другая проблема: это может еще больше усложнить работу учителей, полагает руководитель городского совета «Московское общество многодетных семей» Маргарита Колобова:
Маргарита Колобова руководитель городского совета «Московское общество многодетных семей» «С одной стороны, это хорошо. С другой стороны, сейчас создается впечатление, что кто-то сидит наверху, креативит, не понимая или недоотдавая отчет, кто это будет исполнять. С одной стороны, вроде не потеряются какие-то успехи ребенка, но, с другой стороны, кто будет их вносить — учитель, ему мало нагрузки? Они и так загружены, сидят и непонятные программы заполняют и пишут, и пишут, и пишут. Что плохого, когда ребенок получает грамоты? С одной стороны, вот грамота на бумажке, реальная, и это подтверждение достижений ребенка. С другой стороны, у нас сейчас грамоты готовы давать просто за любой чих. Есть бумажка — давайте дадим, фактически сводится на нет ценность детского достижения».
Данные о достижениях ребенка можно использовать, например, при смене школы, поступлении в вуз или при покупке путевки в детский лагерь. Те же федеральные лагеря «Артек» и «Орленок» начисляют баллы и делают скидки для победителей муниципальных и всероссийских олимпиад. Родители вносят данные дипломов на сайт лагеря вручную, с цифровым профилем будет легче.
По словам экспертов, опрошенных «Ъ», система цифрового профиля уже работает в некоторых странах Европы, например в Швеции. Скорее всего, именно этот опыт взяли в Минцифры и Минпросвещения за основу. Вопрос только в том, как он будет выглядеть в России.