Дедолларизация не означает запрета на торговлю в американской валюте
Лента новостей
Расчеты в долларах удобны бизнесу, но уход от доллара должен происходить естественным путем, без каких-либо запретов, заверили в Минфине
Глава департамента контроля за внешними ограничениями Минфина Дмитрий Тимофеев 7 июня на слушаниях в Госдуме по теме «Незаконные санкции Запада и меры по минимизации их влияния на политику и экономику России» заявил, что никаких запретов на использование доллара вводить не планируется. По его словам, процесс дедолларизации должен идти естественным путем, передает «Интерфакс». Также Тимофеев высказался по поводу стимулов для отказа от доллара. Что об этом думает бизнес?
«Я готов рассчитываться с партнерами в рублях, но у меня их не примут», — рассказывает екатеринбургский предприниматель Денис Гончаров. Мы приводили в эфире его историю: бизнесмен в числе прочего поставлял в Китай рентгеновские аппараты, и однажды их заблокировала таможня, потому что сочла это оборудование шпионской техникой. С китайскими контрагентами Денис Гончаров рассчитывается исключительно в долларах. В ответ на вопрос о возможном отказе от американской валюты предприниматель говорит, что это невозможно.
— Как вы смотрите, применительно к вашей бизнес-модели, на отказ от доллара?
— Я не знаю. Мне кажется, невозможно. Ведь доллар-то выбрали, потому что ему верят, а рублю не верят.
— Допустим, рассчитываться в юанях или в рублях.
— В юанях-то нормально. Просто у нас... мы тут за независимость вроде как ратуем, да, а тут в юанях. Ну и китайцы будут рады.
— А если в рублях?
— Просто у меня никто не примет рубли в Китае.
В России в последнее время снова активно заговорили о дедолларизации. Эта тема возникла еще семь лет назад — на фоне западных санкций. В четвертом квартале 2020 года доля доллара в расчетах за экспорт упала ниже 50%. Притом что еще в 2013 году, то есть за год до санкций, американская валюта занимала 80%.
Но в долларах зарубежные партнеры рассчитываются при оплате нашего экспорта. В первую очередь это касается сырьевых товаров, которые торгуются на бирже и цены на которые номинированы в американской валюте. А вот за несырьевой экспорт, например, в Европу оплата идет в евро, сообщает исполнительный директор группы компаний «Стрелец» Михаил Левчук (она производит и поставляет в ЕС электронные охранные системы).
Михаил Левчук исполнительный директор группы компаний «Стрелец» «Конечно же, удобно, потому что с несырьевыми экспортерами такая история: большинство компонентов, которые мы покупаем, как раз в евро поступают, а все, что мы добавляем здесь, — это стоимость труда, она рублевая. Соответственно, нам удобно обратно продавать в евро. То есть в этом отношении мы будем всегда в более выгодной позиции, чем наши европейские конкуренты».
Если брать в целом Евросоюз, то это основной торговый партнер России. Когда-то наш товарооборот превышал 400 млрд долларов. После санкций он, правда, значительно снизился. А в прошлом году составил 219 млрд в американской валюте, тут еще сказалась и пандемия.
Все опрошенные экспортеры подтверждают, что за поставки товаров в европейские страны они получают только евро. Но при расчетах с другими государствами все равно используется универсальная в применении американская валюта, говорит карельский производитель спорттоваров, гендиректор компании MB-Barbell Вадим Маркелов:
Вадим Маркелов гендиректор компании MB-Barbell «В Европу — евро, а во все остальные страны — все в долларах. Марокко, Египет, ЮАР, Оман, Соединенные Штаты Америки, Тайвань, Израиль, Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. На самом деле, это общемировая практика. Мы торгуем, например, с североафриканскими странами — делаем это через итальянский банк, и он это все тащит в долларах. То есть он конвертирует их валюту в долларах, и у нас все контракты в долларах».
Да и в Минфине признали: несмотря на дедолларизацию, пользоваться американской валютой удобно и выгодно. У нас на Мосбирже, если брать валютный обмен, 80% — это доллары. Евро занимает меньше 20%. А юань и прочие валюты, как выразился в Госдуме Дмитрий Тимофеев, неликвидны. Заодно он сказал, что российские компании надо стимулировать уходить от доллара. После чего ведомство выпустило официальный релиз со словами, что эти стимулы не могут включать запрет пользоваться американской валютой.
Тем более, как опять же признали в Минфине, наши компании, которые поставляют товары в ЕС, хоть и получают за них евро, но потом переводят их в доллары. А уже после этого продают американскую валюту в России за рубли по хорошему курсу. Собственно, добавить к этому нечего.