16+
Понедельник, 25 ноября 2024
  • BRENT $ 75.03 / ₽ 7697
  • RTS792.67
3 июня 2021, 19:55 Компании
Спецпроект: ПМЭФ-2021

Юлия Карпова: денег на российском финансовом рынке достаточно

Лента новостей

Рекордные значения фондовых индексов, повышение ключевой ставки ЦБ и бум брокерских счетов на Московской бирже. Главные тренды в мире финансов — глазами профессионального банкира

Юлия Карпова.
Юлия Карпова. Фото: пресс-служба ПСБ

К 2023 году приток средств населения на фондовый рынок удвоится, считает руководитель блока «Финансовые рынки и частный капитал» банка ПСБ Юлия Карпова. О перспективах российского фондового рынка она поговорила с Business FM на Петербургском экономическом форуме. С ней беседовал Михаил Сафонов.

Как вы оцениваете сейчас состояние российского фондового рынка и в целом ситуацию на мировом финансовом рынке? Можно ли говорить, что период устойчивого и динамичного роста на рынках закончился?
Юлия Карпова: Глобальный рынок акций, на мой взгляд, уже по большей части отыграл восстановление экономики после коронакризиса, также в большей части отыграл фискальные и монетарные стимулы, и совершенно очевидно, что индексы акций сейчас находится вблизи максимумов. Это касается и глобального рынка, и также справедливо и для российского рынка. Российский рынок выглядит довольно уверенно. Сейчас, в преддверии встречи Джо Байдена и Владимира Путина снижаются геополитические риски, при этом инфляционные ожидания наоборот способствуют росту товарных активов, что в результате тянет вверх российский рынок акций. В периоды ускорения инфляции вложения в акции, в фонды акций, безусловно, становятся более интересны.
Наш рынок довольно долгое время жил в условиях низких ставок, все к этому привыкли. Весной ЦБ начал цикл повышения ключевой ставки. Насколько это решение оправданно в текущей ситуации и не слишком ли рано Банк России начал сворачивать стимулы для реального сектора?
Юлия Карпова: Повышение ключевой ставки со стороны ЦБ было в первую очередь обусловлено ростом потребительских цен и высокими инфляционными ожиданиями. На наш взгляд, повышение ключевой ставки однозначно выглядит оправданно, потому что оно происходит на фоне заметного ускорения инфляции, которое сейчас наблюдается по всему миру. Возможно, в сравнении с регуляторами других стран наш ЦБ действовал на опережение, но стоит признать: сейчас мы возвращаемся к нейтральной денежно-кредитной политике, ни в коей мере не к жесткой. Поэтому, на мой взгляд, значительного сдерживающего эффекта, влияющего на реальный сектор экономики, это решение не повлечет. Денег на российском финансовом рынке достаточно для финансирования российской экономики. Кроме того, в последнее время мы видим, что правительство рассматривает возможность тратить средства ФНБ. Все это говорит о том, что не будет какого-то значительного сдерживающего эффекта, влияющего на реальный сектор.
В текущих условиях какую стратегию вы бы рекомендовали частным инвесторам? Какие сегменты, отрасли обладают большими перспективами в текущей ситуации?
Юлия Карпова: Если говорить конкретно об отраслях, то, наверное, стоит обратить внимание на бумаги компаний-экспортеров, на нефтегазовые компании, также — на те компании, которые выиграют от выхода мировой экономики из режима «пандемийных» ограничений. Я имею в виду металлургические компании и авиаперевозчиков. Для неопытных инвесторов, новичков на фондовом рынке, а также инвесторов с консервативным, осторожным подходом я бы рекомендовала сбалансированные стратегии или смешанные фонды, которые инвестируют и в акции, и в облигации, соблюдая баланс между риском и доходностью.
Приведу такую цифру: в этом году количество брокерских счетов на Мосбирже превысило 11 млн. Как вы оцениваете потенциал дальнейшего роста? Какая часть населения и, соответственно, какие объемы средств еще могут прийти на фондовый рынок?
Юлия Карпова: После обвала рынков в марте 2020 года, который был связан с началом пандемии, мы видим, что любая коррекция на рынке, как, например, было осенью в прошлом году, воспринимается инвесторами исключительно как время возможностей для того, чтобы докупить активы и усреднить позиции по портфелю. Согласно нашей аналитике рынка, сейчас не более 15% сбережений россиян вложено в инвестиционные продукты. На самом деле это совсем немного по сравнению с уровнем проникновения инвестиций в домохозяйства в развитых странах. Например, в США эта доля доходит до 60%. Поэтому однозначно мы считаем, что объем рынка инвестиций имеет еще огромный потенциал роста. Клиенты распробовали за последний год инвестиционные продукты, и обратного движения в депозиты как в единственный инструмент получения дохода, мне кажется, уже не будет. Плюс однозначно надо учитывать фактор цифровизации. Роль цифровых каналов в привлечении клиентов, в продажах инвестпродуктов будет возрастать. Учитывая все это, мы думаем, что до конца 2023 года рынок инвестиций в России удвоится.

Какие результаты у группы ПСБ по направлению брокериджа и управления активами? Какая у вас динамика клиентской базы по итогам 2020 года и какие цели ставите на этот год?

Юлия Карпова: Мы фиксируем значительный приток частных инвесторов и в управляющую компанию, и в брокерский бизнес. В первую очередь, конечно, это связано с динамикой ставок по депозитам, которая была в прошлом году на банковском рынке. Но также сыграло роль и повышение финансовой грамотности населения и одновременно — доступность биржевой инфраструктуры для массовых клиентов. Если раньше нужно было приехать в офис, подписать большое количество документов, то сейчас, будучи клиентом банка, ты в несколько кликов на смартфоне можешь открыть брокерский счет, ИИС, купить любой другой инвестиционный продукт, который представлен в витрине. Регулятор принимает огромное количество мер, направленных на защиту инвестиций физических лиц. Люди начинают больше верить этому рынку. Что касается наших инвестиционных продуктов, то мы тоже продаем их через цифровые каналы. В 2020 году мы вывели все наши ПИФы управляющей компании в мобильное приложение PSB-Mobile, и в результате объем привлечения в ПИФы за прошлый год у нас увеличился более чем в шесть раз, а клиентская база УК «Промсвязь» выросла более чем в 2,5 раза.
ПСБ довольно активен в банковских сделках M&A. У вас нет аналогичных планов в отношении брокерского бизнеса, бизнеса по управлению активами?
Юлия Карпова: Банк действительно очень активен сейчас в сделках M&A, в настоящее время началась уже третья сделка. Мы умеем зарабатывать на таких проектах. Но эта стратегия относится только к банковскому бизнесу. Если говорить о брокерском бизнесе и бизнесе по управлению активами, то в настоящий момент мы видим потенциал в органическом росте, видим кратное увеличение в росте, проникновении инвестиционных продуктов в действующую клиентскую базу банка — в розничном сегменте, в сегменте Private Banking. Это органический рост, и он для нас сейчас наиболее интересен.
Как меняется портрет клиента в результате этого инвестиционного бума? Кто ваш клиент с точки зрения инвестиционных предпочтений, уровня доходов, возраста, социального положения?
Юлия Карпова: Можно выделить несколько интересных тенденций. Во-первых, в последнее время на рынок коллективных инвестиций приходит большое количество людей, которые уже попробовали инвестировать самостоятельно, но сейчас решили воспользоваться услугами профессионального управляющего, и не по той причине, что хочется сэкономить время, а скорее в расчете на получение большей доходности. Также видим у нас в банке увеличение доли клиентов, которых просто не устраивают ставки по депозитам. И что еще нового — это приход «миллениалов». Это те самые представители молодого поколения, в хорошем смысле богатеющие представители поколения Y и Z, которые замотивированы на успех, хотят зарабатывать. Они лучше разбираются в технологиях и приходят к нам преимущественно через цифровые каналы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию