16+
Воскресенье, 3 ноября 2024
  • BRENT $ 72.94 / ₽ 7107
  • RTS837.81
1 июня 2021, 02:13 Политика

IT-компании хотят принудить обзавестись офисами в России. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Казалось, в прошлом году своеобразное «наступление на интернет» затормозилось, однако теперь оно, похоже, возобновляется, считает политолог. И его темпы и дальнейшее направление во многом будут зависеть от степени сопротивления, отмечает он

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Правительство России поддержало законопроект об обязательном открытии представительств IT-гигантов в России, заявил соавтор инициативы, депутат Госдумы Антон Горелкин. Во вторник, 1 июня, документ должны рассмотреть в первом чтении в Думе. Он предлагает обязать иностранные IT-компании с ежедневной аудиторией в России от 500 тысяч человек создавать в нашей стране полноценные представительства (филиалы), которые смогут нести ответственность за нарушения технологическими гигантами российского законодательства, взаимодействовать с госструктурами, а также ограничивать распространение нарушающей российское законодательство информации. За неисполнение таких норм предполагаются разные «меры принуждения»: исключение из выдачи поисковиков, запрет на рекламу ресурсов-нарушителей в России и на размещение на данных сервисах рекламы, ориентированной на российскую аудиторию, наконец, замедление трафика и полная блокировка. Какого эффекта следует ждать?

Казалось, в прошлом году своеобразное «наступление на интернет» с целью его более плотного контроля несколько затормозилось на фоне пандемии. Однако теперь оно, похоже, возобновляется. И его темпы и дальнейшее направление во многом будут зависеть, во-первых, от уже достигнутых результатов, во-вторых, от степени сопротивления со стороны пользователей и интернет-компаний, в-третьих, от сопутствующего ущерба российскому сегменту интернета.

В этой войне возможны тактические отступления. Так, Роскомнадзор пока отказался от идеи блокировки мессенджера Telegram, однако не факт, что это решение пришло навсегда. Зато такие успехи, каковые пока что достигнуты в борьбе того же Роскомнадзора за очищение Twitter от противозаконной скверны, могут подвигнуть на новые регулирующие и контролирующие свершения. Идет эдакая своеобразная «разведка боем», прощупывание пределов допустимого. Пока, например, Google, в отличие от Twitter, отказывается удалять все подряд по списку Роскомнадзора и собрался судиться.

Под действие предложенного закона потенциально попадают не только поисковики типа того же Google или Bing, а также соцсети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, видеохостинги типа YouTube, но и мессенджеры с почтовыми сетями — от Telegram до Gmail, а также и провайдеры хостингов, в том числе Amazon, сервисы онлайн-торговли. В частности, AliExpress и IKEA.

Пока все они заняли выжидательную позицию и заранее особо не заявляют, что заведомо не будут выполнять новый российский закон. В то же время в своей буквальной нынешней трактовке законопроект предусматривает существенное отступление от ныне действующих корпоративных правил IT-гигантов, от которых российские законодатели ждут больших одолжений именно в пользу нашей страны. Пойдут ли они на это?

Судя по всему, это станет предметом политики «проб и ошибок», а также избирательного применения законодательства и индивидуальных «репрессий» в случае ослушания. Ну а все это вместе будет зависеть, разумеется, от чисто политической конъюнктуры. Так, например, сервис бронирования путешествий Booking.com со штаб-квартирой в Амстердаме уже вроде бы имеет офис в России, как и во многих других странах. Однако ни одна из таких местных компаний не наделена правами выступать в роли агента Booking.com, оказывая какие-либо услуги и осуществляя какие-либо процессы.

Google и Alphabet, в свою очередь, имеют более 70 офисов более чем в 50 странах мира, но в России такого офиса нет, в 2014 году Google закрыл свое инженерное подразделение, не согласившись с российскими законами из известного «пакета Яровой». Оставшееся подразделение Google LLC не является полноценным представительством и юридически Google вообще не представляет. Как и аналогичная компания Apple LLC, обладающая весьма ограниченными функциями GR, маркетинга или рекламы. У Twitter в нашей стране нет и такого.

При этом известно, что компания Google, например, проявляет довольно большую лояльность к требованиям цензурного порядка, скажем, властей Вьетнама, страны с весьма жестким законодательством по регулированию интернета. Однако офиса в этой стране Google так и не открыл, а местные власти его за это не заблокировали, удовлетворяясь частичным compliance. Как будет на практике в России, сказать трудно. Известно ведь, что отношения США с Вьетнамом сейчас куда лучше, чем с Россией, и это нельзя не учитывать. Facebook, в свою очередь, имеет 86 офисов, но лишь в 36 странах.

Авторы законопроекта выражают уверенность, что подавляющее большинство компаний, под него попадающих, без всякого лишнего сопротивления и даже с охотой откроют полноценные представительства в нашей стране, пойдя на соответствующие траты и организационные хлопоты. Вполне возможно, такой оптимизм в чем-то и оправдан. Но ровно до тех пор, пока отношения России с Западом не ухудшатся настолько, что желание выстроить «железный занавес» не возобладает не с нашей стороны, так с той. И тогда уход ряда или даже большинства компаний из «враждебной России» будет продиктован уже не столько экономическими, сколько политическими причинами. Будет уже не до рекламы и маркетинга. И вот на этот случай у нас уже будет полностью готовое законодательство о полной автономии и даже изоляции рунета. Оно по кирпичику, шаг за шагом сейчас как раз и создается на наших глазах. И в час икс сможет быть задействовано уже по полной, а не избирательной программе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию