Документ, который может убить калининградскую интернет-торговлю
Лента новостей
Так один из недавних законопроектов трактуют местные предприниматели. Он сильно ограничивает жителей основной части России в заказе товаров из Калининградской области
Ксения Молиния — калининградская предпринимательница, основательница бренда Molinialife по производству авторской льняной одежды. Она продает ее онлайн, и основные ее покупатели — из других регионов России и из-за границы. Недавно Госдума в первом чтении приняла целый ряд поправок к законам о свободных и особых таможенных зонах. И документ, естественно, касается Калининграда. Там есть два важных для бизнесменов пункта. Если все нормы примут, то приобрести товар у калининградских компаний в онлайне сможет только физлицо, находящееся на территории особой таможенной зоны. Если простыми словами, то тому, кто покупает товар в калининградском магазине одежды, придется доказать, что он тоже находится в этом регионе. А второй пункт — о том, что и продавцу придется доказывать, что его товар является российским по происхождению. В противном случае нужно будет заплатить таможенную пошлину, рассказывает Ксения Молиния.
Ксения Молиния калининградская предпринимательница «Если мне запретят продавать за пределы Калининградской области, то [это конец]. Калининградская область сама по себе маленькая, такого рынка сбыта здесь нет, как в России, как за границей. Согласно законопроекту, который предлагают, нужно, чтобы где-то каким-то образом складировалась продукция, пока проходят и собираются документы для растаможки. И если не будут представлены сертификаты по происхождению товара, это будет увеличивать стоимость самой растаможки и конечную стоимость продукции. То есть вывоз из Калининградской области будет затруднен не только в Россию, но и за границу».
Смысл законопроекта в том, чтобы ограничить беспошлинную перепродажу европейских товаров в Россию через Калининградскую область. Но в итоге может пострадать местный бизнес, в первую очередь малый. Этот регион — анклав, разъединенный с остальной территорией страны. И если действительно запретить местным компаниям продавать в Россию или за рубеж свои, произведенные у себя же в области товары, то выживут не все. Комментирует уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова:
Светлана Нижегородова уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области «Понятно, что никто не будет покупать ничего в калининградском онлайн-магазине, если необходимо будет сдавать какие-то подтверждения и так далее. То есть, по сути, это убивает нашу региональную интернет-торговлю именно в части малого ее сегмента. Я разговаривала с производителями одежды, которая производится в Калининградской области, торгующими в том числе и на Россию в онлайн-режиме. Для них это огромная проблема. И получается, что на текущий момент у нас почему-то стало принято решать какие-то вопросы именно установлением какого-то запрета. Конечно, бизнес, особенно малый, очень переживает по поводу того, что онлайн-торговля станет невозможна».
С другой стороны, законопроект носит рамочный характер. Приняли его только в первом чтении, ко второму, возможно, будут поправки. И на то, как документ заработает, будут влиять дополнительные постановления правительства, которых пока нет. А с другой стороны, калининградский бизнес, живущий в обособленном регионе, уже не раз жаловался на особенности регулирования. Например, на то, как таможня трактует происхождение сырья. Ведомство считает, что если пластиковая бутылка из-под воды сделана в Европе, то это европейское сырье, за что нужно заплатить местным переработчикам отходов. Хотя бутылка — обычный мусор, который в Калининграде собрали и переработали, вложив в это деньги и усилия. И эта проблема, по словам предпринимателей, тоже до сих пор не решена. Так что у бизнеса есть свои основания опасаться и нового закона.