«Завалов очень много». Как прошел первый саммит Лаврова и госсекретаря США Блинкена?
Лента новостей
Встреча привлекла особое внимание в преддверии скорого саммита Владимира Путина и Джо Байдена. «Завалов очень много, разгребать их непросто», — сказал после переговоров российский министр
Обновлено в 12:49
Глава российского МИД Сергей Лавров впервые после выборов в США провел встречу с госсекретарем Энтони Блинкеном в Рейкьявике. Лавров отметил, что в условиях напряженности отношений между странами даже рутинные переговоры «на полях» Арктического совета становятся сенсацией.
К саммиту было приковано особое внимание на фоне скорой встречи Владимира Путина и Джо Байдена. Из-за принятых ковидных мер Лавров и Блинкен при встрече вместо рукопожатия уже традиционно поприветствовали друг друга локтями. Американский госсекретарь снял маску лишь для общего фото и за столом переговоров.
Также российские журналисты отметили, что прямо за окнами здания, где проходил саммит, в порту стоял корабль НАТО. Именно в Рейкьявике во время холодной войны была одна из важных военных баз альянса.
Встреча продолжалась почти два часа. «Завалов очень много, разгребать их непросто», — подытожил потом глава российского МИД. Зато, судя по пресс-релизу Госдепартамента, впервые за последние годы на встрече не было ни слова о вмешательстве в выборы и кибератаках. Во время пресс-подхода Сергей Лавров подчеркнул, что Вашингтон и Москва намерены продолжать диалог.
«Завалов очень много, разгребать их непросто, но я почувствовал у Энтони Блинкена и его команды нацеленность на то, чтобы это сделать. За нами дело не станет, мы готовы, как не раз подчеркивал президент Путин, на основе равноправия, взаимного уважения, поиска баланса интересов рассматривать и решать любые вопросы, которые стоят на нашей двусторонней повестке дня и в том, что касается региональных и глобальных проблем, конфликтов, кризисов. В принципе, я считаю, что это был очень полезный разговор, доложим, и президенты, я надеюсь, определят дальнейшие пути наших усилий по исправлению явно нездоровой ситуации двусторонних отношений».
Энтони Блинкен после саммита написал в Twitter, что на встрече с Лавровым проверял предложение Вашингтона о более стабильных двусторонних отношениях. «Встретился с министром иностранных дел Лавровым с целью проверить предложение о более стабильных и предсказуемых отношениях с Москвой. Я также подтвердил нашу решимость в ответ на действия России против Украины, «Радио Свобода» и Алексея Навального», — написал госсекретарь («Радио Свобода» признана в России иноагентом). Но на открытой части встречи с Лавровым Блинкен упомянул лишь возможное сотрудничество в борьбе с пандемией и по климату.
«Не секрет, что у нас есть разногласия, и, как сказал президент Байден в разговоре с Путиным, если Россия будет действовать враждебно в отношении нас, наших партнеров или союзников, мы будем отвечать. Наши интересы во многих сферах пересекаются, мы можем работать сообща и продуктивно, в том числе в области коронавируса, пандемии, климатических изменений, ядерных программ Ирана и Северной Кореи и по другим вопросам, затрагивающим международные интересы. Так что, Сергей Лавров, рад знакомству с вами».
После переговоров американский госсекретарь не исключил, что встреча Байдена и Путина состоится в ближайшие недели, но никаких деталей не дал. На вопрос журналистов о том, дала ли российская сторона добро на встречу Путина и Байдена, Лавров ответил: «Мы не таможня, чтобы давать добро».
Перед встречей в Рейкьявике администрация США отказалась принимать санкции против оператора «Северного потока — 2» и главы компании, однако она вводит ограничения против четырех российских судов и четырех компаний. Энтони Блинкен заявил, что отмена санкций против Nord Stream 2 AG происходит в интересах Вашингтона. По информации Axios, Белый дом пришел к выводу, что единственный способ остановить реализацию проекта — ввести санкции против получателей газа в Германии, но это приведет к разрыву отношений Берлина и США. Комментирует директор Центра перспективных американских исследований МГИМО Максим Сучков.
— Обе стороны признали ненормальность сложившейся ситуации, особенно в части дипломатических контактов, и намерение, как они сказали, «разгребать завалы», это тоже позитивный знак. Но есть и ложка дегтя. Первое: американцы попытались «продать» решение по «Северному потоку — 2» в качестве уступки России, что они санкции решили не вводить. И второй момент: предложение Лаврова о встречах военных в рамках Арктического совета было отклонено.
— Эта встреча, на ваш взгляд, какой фон задает в предполагаемой встрече Байдена и Путина?
— Они сделали свою часть. Я думаю, что фон-то задан в целом конструктивный. Те темы, которые не были упомянуты, — вмешательство, кибератаки и все эти дела, я думаю, они остались на откуп секретарю российского Совета безопасности и советнику иностранных дел от США Патрушеву и Салливану, встреча которых тоже должна быть на днях. И я думаю, что по итогам суммарно этих двух встреч нужно проработать то, ради чего собираться и с чем выходить по итогам этого саммита.
Об итогах саммита рассказывает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Владимир Васильев главный научный сотрудник Института США и Канады РАН «С американской стороны, по всей видимости, не было нравоучений, не было попытки обвинить Россию во всех вмешательствах и многих других стереотипах, которые администрация Байдена запустила в медийный оборот. Но есть какие-то области, в которых, может быть, администрация действительно считает, что она все-таки должна задействовать Россию. Сегодня выясняется, что такие точки есть. Это, во-первых, судьба Афганистана. Проблема стратегической стабильности, о которой говорили, — это, в общем, проблема треугольника Москва — Пекин — Вашингтон. Еще все-таки очень важный аспект, который, может быть, прошел как раз накануне, когда был послан сигнал в отношении «Северного потока — 2», связано ли это вообще с попытками как-то охладить отношения между Москвой и Пекином, это тоже не надо сбрасывать со счетов. И в этом плане Лавров и Блинкен создают атмосферу, при которой встреча становится очень возможной. Лавров, может быть, как-то уклончиво или двусмысленно ушел от этого вопроса, что, мол, мы не таможня, добро не даем, но идея простая: решение будет приниматься на уровне российского президента. Дело в том, что наши дипломатические отношения находятся в урезанном, в ущербном состоянии на уровне советников, посланников, нет послов. Также совершенно очевидно, с моей точки зрения, что самый простой завал, о котором говорили, и то, что лежит на поверхности, — это возвращение к нормальному дипломатическому статусу. Но здесь остается второй очень важный вопрос: российская сторона — и в этом вся тонкость — по всей видимости, ожидает от американской стороны неких объяснений или некоторых извинений за заявление Байдена 17 марта. Для президента, который только что вступил в должность, это вещь неслыханная. Кстати, реакция на эту встречу со стороны некоторых конгрессменов — что Байден чуть ли опять не подыгрывает Москве».
О грядущей встрече секретаря российского Совбеза Николая Патрушева с советником президента США по нацбезопасности Джейком Салливаном накануне писал «Коммерсантъ». По данным газеты, переговоры пройдут в ближайшие недели. Официального подтверждения этой информации пока нет.