16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
13 мая 2021, 05:01

Российский бизнес упрекнули в жадности. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Могут ли административные меры по регулированию цен улучшить ситуацию или они обернутся очередным инфляционным витком?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Выступая с отчетом правительства перед Думой, премьер Михаил Мишустин одной из причин роста цен на социально значимые продукты в России назвал «жадность некоторых производителей и торговых сетей».

При этом Мишустин напомнил, что «у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах». Он пояснил, что из-за низких процентных ставок в мире выросла инфляция, цены выросли, в том числе и на продукты питания. «Многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми», — отметил премьер и пояснил, что правительство для сдерживания цен применило гибкий подход, сделав выбор в пользу экономических инструментов.

Слова премьера о жадности производителей и торговых сетей депутаты Думы встретили аплодисментами. Если бы кто-нибудь от имени верховной власти предложил парламенту ввести административное регулирование цен или даже восстановить советский Госплан, то в этом случае, на третьем десятке как бы рыночной экономики, бурные и продолжительные аплодисменты переросли бы в несмолкающие овации, а зал встретил бы такие слова стоя.

Надо отдать ему должное, правительство до сих пор старалось не поддаваться шибко левым популистским настроениям и действовало преимущественно экономическими методами. Другое дело, что в год парламентских выборов противостоять давлению левопопулистских настроений будет довольно трудно. Так что бизнесу придется услышать немало обидных слов про свою алчность и нежелание делиться с простыми людьми. Сохраняется и угроза, что левая риторика может перерасти в левую политику с неоднозначными последствиями для экономики. Которая всегда отвечала на увлечение нерыночными методами регулирования расцветом черного рынка, дефицитом товаров и в конечном счете тем же ростом цен.

После того как в конце прошлого года Владимир Путин обратил внимание на рост цен на продукты, правительство договорилось с производителями и торговыми сетями, в частности, заморозить цены на сахар и подсолнечное масло, а позднее — на мясо птицы и яйца. Однако эти меры не привели к остановке роста цен на фоне общемирового роста цен на продовольствие в условиях пандемии. Конкретно заморозка цен на подсолнечное масло и сахар практически никак не отразилась в динамике цен. Только по итогам марта стоимость корзины из 24 социально значимых продуктов выросла на 15,6% в годовом выражении. А это в 2,7 раза больше потребительской инфляции (5,8% к марту) и в два раза — продовольственной (7,6%). За год — с марта 2020-го по март 2021 года — цены на все продовольственные товары выросли на 8,3%. Причем чемпионами подорожания стали именно те продукты, цены на которые были фактически заморожены государством.

Административное ограничение розничных цен рано или поздно ведет к снижению прибыльности и даже убыткам профильного бизнеса. Особенно на фоне роста издержек. Например, по причине роста мировых цен на сырье, но также и по причине неэффективного контроля со стороны того же государства за ростом цен естественных монополий, прежде всего энергетических.

Если взять те же цены на сахар, то цена свеклы составляет до 8,5% в итоговой цене сахара. В декабре 2020 года соглашением между правительством и производителями была зафиксирована отпускная цена сахара с заводов в 36 000 рублей за тонну — это примерно 3000 рублей за тонну свеклы. При таком раскладе независимым производителям становится просто невыгодно сеять свеклу. Это чревато сокращением посевов, а значит, и производства сахара из отечественного сырья уже в текущем году.

В конце февраля в статье агентства Bloomberg утверждалось, что Россия наряду с Индией, Бразилией, Турцией и Нигерией является одной из стран, в которых резкий рост цен на продовольствие за последние шесть лет может привести к инфляции и социальным волнениям. В Кремле тогда подобные выводы назвали спекулятивными, заявив, что ситуация под контролем. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков указал, что в России введен постоянный мониторинг цен на потребительские продукты и услуги.

Несмотря на эти заявления, инфляционные ожидания в стране растут.

В статье, недавно написанной для журнала Forbes, бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил альтернативу ручному управлению ценами, которое рано или поздно приведет к дефициту продовольствия. Он писал о целевых денежных выплатах нуждающимся. Вместо понижения цен для всех давно муссируется идея о введении продовольственных талонов для бедных. Однако с момента первого такого предложения в 2015 году этот вопрос с места так и не сдвинулся. И это при том, что только за год пандемии Фонд национального благосостояния, эта всероссийская кубышка, распух почти на 6 трлн рублей.

Кстати, если бы в Думе предложить начать тратить этот самый ФНБ на поддержку малоимущих, а не только на амбициозные мегапроекты, то наверняка и это предложение тоже было бы встречено бурными и продолжительными аплодисментами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию