Чем была примечательна речь Путина на Красной площади? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Президент не стал упоминать ни помощь союзников, ни второй фронт. В этом смысле праздник Победы вернул первоначальный смысл торжеств в честь победы именно в Великой Отечественной войне, от Второй мировой мы как бы дистанцировались, рассуждает политолог
На Красной площади в Москве состоялся военный парад в честь 76-й годовщины Победы. В нем приняли участие более 12 тысяч военнослужащих, было задействовано 190 единиц военной техники и 76 самолетов и вертолетов. Президент Владимир Путин по традиции выступил с торжественной речью. Из зарубежных лидеров на параде присутствовал президент Таджикистана Эмомали Рахмон, вместе с которым российский президент после парада почтил память погибших воинов, возложив венки к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Чем примечательны данные торжества?
Если раньше накануне очередной годовщины Победы были популярны гадания на тему, кто приедет из зарубежных лидеров, а кто нет, то накануне нынешнего парада так вопрос вообще не стоял. Во многом из-за пандемии, но во многом и потому, что мы теперь не нуждаемся особо ни в каких высоких зарубежных гостях. Для нас праздник Победы — вполне самодостаточен без них.
В этом плане традиционная речь президента была весьма примечательна. Еще в советские времена была заложена традиция, согласно которой в речи на военном параде — а ранее главный парад проходил 7 ноября — лидер страны обозначает важные нюансы текущей внешней политики. Каковые потом закрепляются в головах зарубежных наблюдателей прохождением войск и военной техники.
На сей раз Путин сделал больший акцент на трагических моментах войны, на подвиге и страданиях советского народа, включая жителей временно оккупированных территорий, о чем, например, советские вожди предпочитали не упоминать. Правда, о попавших в плен пока по такому случаю не говорится. А ведь факт пребывания на оккупированной территории в советское время негласно считался «неблагоприятным» пунктом в анкетах.
Российский президент не стал упоминать ни помощь союзников в войне, ни второй фронт в частности. Это стало своего рода ответом на прошлогоднее заявление Госдепартамента США и лидеров девяти восточноевропейских стран, которые в свое время были освобождены Красной армией, где хотя и отдавалась дань уважения борцам с нацизмом, но было отмечено, что исход войны «не принес свободы Европе», а страны Балтии вообще были незаконно якобы «оккупированы и аннексированы».
В свою очередь, Путин выступил против попыток переписать историю, а также тех, кто «пытается поставить на вооружение» многое из идеологии нацистов. «Сегодня мы видим сборища недобитых карателей, их последователей, попытки переписать историю, оправдать предателей и преступников, на руках которых кровь сотен тысяч мирных людей», — сказал президент.
В этом смысле праздник Победы окончательно вернул первоначальный смысл торжеств в честь победы именно в Великой Отечественной войне, от Второй мировой мы идеологически как бы дистанцировались. В общем в нынешнем внешнеполитическом контексте упоминать всуе антигитлеровскую коалицию, действительно, кажется не вполне уместным. «В самое трудное время войны, в решающих сражениях, определивших исход борьбы с фашизмом, наш народ был один, один на многотрудном, героическом и жертвенном пути к Победе», — сказал Путин на Красной площади.
Что касается единственного зарубежного гостя, то, во-первых, это давно уже не повод для Москвы, чтобы комплексовать. Во-вторых, Таджикистан сейчас находится в центре серьезной политической турбулентности, поэтому важно было проявить определенное почтение к авторитарному восточному лидеру, обговорив на будущее российские интересы в регионе.
США выводят свои войска из Афганистана, у которого с Таджикистаном имеется весьма длинная граница, и важно заранее обеспечить гарантии безопасности России с юга от проникновения исламистов и наркотрафика, укрепив по возможности 201-ю российскую военную базу в этой стране. В свете недавнего пограничного конфликта между Киргизией и Таджикистаном, российское посредничество могло бы помочь в урегулировании разногласий между странами — членами ОДКБ. Таджикистан в этой организации в этом году еще и председательствует.
Эмомали Рахмон — довольно пожилой человек. Он уже озабочен политическим транзитом, каковой процесс на постсоветском пространстве традиционно является процессом довольно проблемным. В преемники Рахмон прочит, судя по всему, председателя верхней палаты парламента и по совместительству председателя столицы страны Душанбе своего сына Рустама Эмомали. Возможно, лидер Таджикистана и не станет испрашивать прямого разрешения Москвы на то, чтобы, по сути, перейти к монархическому типу транзита, однако проинформировать о таковых намерениях и обговорить гарантии российских интересов на будущее, разумеется, имеет смысл. Так что во время торжеств по поводу прошлых военных побед всегда есть место текущей большой политике. Собственно, и сам военный парад на Красной площади традиционно является одним из ее инструментов.