Лидеры ЕС не договорились об отмене патентов на вакцины от коронавируса
Лента новостей
За отмену патентов выступил Эммануэль Макрон, но Ангела Меркель его не поддержала. Может ли отмена патентов помочь справиться с дефицитом вакцин?
Лидеры стран Евросоюза не достигли единой позиции по вопросу отмены прав интеллектуальной собственности на вакцины. Об этом заявил председатель Евросовета Шарль Мишель на пресс-конференции в Порту. По его словам, Европейский союз скептически относится к полезности отказа от патентных прав на вакцины от COVID-19 как способа борьбы с пандемией. Он также отметил, что при этом ЕС готов обсуждать конкретные предложения, сообщает Reuters.
Отказ от интеллектуальной собственности не может стать «волшебным решением проблемы» нехватки препарата, сказал он. «В Европе мы приняли решение сделать экспорт возможным, и мы призываем всех партнеров содействовать экспорту доз», — добавил Мишель.
Ранее за отмену патентов на вакцины выступил президент Франции Эммануэль Макрон. По его словам, технологии необходимо передать другим странам, при этом не навредив научным исследованиям.
Против приостановки действия патентных прав на вакцину высказалась канцлер Германии Меркель. Она считает, что разработчики должны не отдавать патенты, а выдавать лицензии на производство вакцин под строгим контролем, тем самым гарантируя качество.
Среди стран ЕС вакцины производят только Германия и Швеция. Речь о Pfizer и AstraZeneca.
В результате спора глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что дискуссия продолжится, но главное сейчас — инвестировать в производственные мощности:
Ранее о необходимости временного отказа от патентной защиты вакцин в условиях чрезвычайной ситуации заявили ВОЗ и Всемирная торговая организация. Их поддержала администрация американского президента Джо Байдена. А следом и президент России Владимир Путин. Он отметил, что безопасность населения может быть обеспечена только в том случае, если вакцины будут применяться в подавляющем большинстве стран мира.
Всего к этой идее присоединились 60 стран — участниц ВТО, но для отмены патентного права нужно согласие всех 170 членов организации. Можно ли этого добиться без согласия ЕС? Комментирует руководитель научной экспертизы венчурного фармацевтического фонда Inbio Ventures Илья Ясный:
— Нет, конечно, это не значит, что ничего не получится, наверное, можно договариваться с отдельными странами. Но я присоединяюсь к мнению, что это большого смысла не имеет. Это чисто популистский лозунг «давайте отменим патенты», потому что недостаток вакцин вовсе не в патенты упирается, а в производственные мощности, в количество специалистов и так далее. Все усилия, которые можно на это было бросить, брошены. Можно отстроить еще больше заводов, можно лицензировать производство в Индии, в Китае и еще в каких-то странах, где есть производственные мощности, но точно патенты здесь не на первом месте находятся. Это подтверждается тем обстоятельством, что компания Moderna еще в октябре 2002 года объявила, что на период пандемии она не будет преследовать никого, кто будет нарушать ее патенты, но никто этого почему-то до сих пор еще не сделал, хотя уже больше полугода прошло. То есть наращивать производственную мощность, и когда насытятся США и ЕС вакцинами, после этого, скорее всего, они пойдут уже в Африку и в другие страны.
— Меркель говорит, что патент может помочь, если вдруг кто-то произведет не по технологии, тогда можно будет привлечь к ответственности. Путин и Байден выступают за. Как вы думаете, они не учитывают этот момент?
— Конечно, скажем, если кто-то в африканской стране произведет вакцину, то теоретически Pfizer может привлечь за это к ответственности. Но трудно себе представить, чтобы кто-то мог воспроизвести просто так технологию Pfizer, потому что там очень много нюансов, над которыми компания работала больше десяти лет, и просто так это взять и воспроизвести практически нереально. Не говоря о том, что нужны очень специальные расходные материалы, специалисты. Так что повторяю: дело совершенно не в патенте.
Против отмены патентного права активно выступают фармкомпании. Глава Pfizer Альберт Бурла подтвердил, что патентное право на нынешнем этапе совершенно не мешает увеличению объемов производства препаратов.