Систему ФСИН собираются оптимизировать
Лента новостей
Каковы ключевые инициативы Концепции развития уголовно-исправительной системы РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства?
На портале правовой информации опубликовано распоряжение правительства об утверждении Концепции развития уголовно-исправительной системы РФ до 2030 года. В 26-страничном документе изложены цели, к которым система должна прийти уже в самые ближайшие годы.
В документе отмечается, что по состоянию на 1 января в российских уголовно-исправительных учреждениях содержались 483 тысячи человек, что на 381 тысячу меньше, чем десять лет назад. К 2030 году это число должно быть доведено до 300 тысяч — в первую очередь, за счет избрания иных мер наказания и пресечения, чем сейчас, в частности более широкого применения исправительных работ.
Концепция реформы ФСИН достаточно рамочная, но перечень тем, которые в ней перечислены, впечатляет, говорит член Общественной наблюдательной комиссии Москвы, журналист Ева Меркачева, которая участвовала в заседаниях Минюста, посвященных созданию концепции.
Ева Меркачева зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы «Документ очень пропитан гуманными нормами и говорит о том, что нужно облегчить жизнь всех людей, которые оказались за решеткой. Акцент там будет сделан на нескольких вещах. Предполагается, что условия содержания в СИЗО, которые сегодня хуже, чем в колониях, будут все-таки улучшены. Следующий момент касается производств. Предполагается, что количество людей, которые работают за решеткой, будет доведено до 85%. Это будет сделано за счет того, что будут открываться новые производства и заработают в полной мере исправительные центры».
Концепция реформы предусматривает «оптимизацию» системы — то есть сокращение числа исправительных учреждений уже к 2024 году на 88. При этом предполагается увеличить число учреждений, предназначенных для исправительных работ (а такая форма наказания существует совсем недавно) на целых 111.
В принципе эти намерения, как и многие другие, перечисленные в документе, весьма благие. Главное — куда они приведут, считает основатель и директор благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая» Ольга Романова.
Ольга Романова основатель благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая» «Часто [используется] пошлое сравнение современного ФСИН с ГУЛАГом, но если раньше осужденные [были задействованы] на больших стройках народного хозяйства типа Беломорканала, то сейчас заключенные работают на частный карман, непосредственно аффилированный с региональными сотрудниками ФСИН. С появлением разнообразных новаций в этой сфере, исправительных центров, где содержатся осужденные к принудительным работам, это довольно новый вид наказания, этот труд отличается от труда в колониях. Я думаю, что это влияет только на статистику. Мы разбираем много случаев, когда заключенные хотят попасть на общий режим, нежели в эти исправительные центры».
В рамочном документе, одобренном правительством, очень много тем. Говорится в нем и про модную ныне цифровизацию, и про спутниковое наблюдение, и про совершенствование хозяйственной деятельности, и про «многофакторную мотивацию» сотрудников ФСИН. А целая небольшая глава посвящена созданию института пробации, который действует во многих странах. Фактически речь идет о социальный реабилитации, когда бывшим заключенным, в частности тем, кто освободился досрочно, помимо стандартного полицейского контроля оказывается помощь с жильем и трудоустройством. Только эту функцию предполагается возложить не на полицейских, например участковых, и соцработников, как это обычно делается в других странах, а на самих сотрудников системы исполнения наказаний.