Индийский кризис и проблемы для глобальной экономики
Лента новостей
В стране резко растет заболеваемость коронавирусом. Как пишут сразу несколько СМИ, это чревато не только трудностями для самой Индии. В частности, могут пострадать мировая фармотрасль и судоходство
В Индии новый рекорд по заболеваемости и смертности от коронавируса. И, как пишут иностранные и российские СМИ, этот кризис грозит новыми проблемами для мировой экономики.
Один из самых ярких примеров приводит Bloomberg. Страна на фоне вспышки ковида может столкнуться с дефицитом поставок сырья для производства лекарств, которые в основном поступают из Китая. А Индия — крупнейший в мире поставщик непатентованных препаратов, которые расходятся по рынкам всей планеты. И если они перестанут поступать, то это может привести к фармакологическому коллапсу во многих странах.
РБК замечает, что Индия для компаний из Европы и США стала вторым Китаем и, в отличие от КНР, это более приветливая для иностранного бизнеса страна. И западные компании переносят туда производство, в том числе Apple и Samsung.
Но так ли могут быть тяжелы последствия? С одной стороны, Индия — шестая экономика мира. С другой — ее ниши могут занять другие страны, говорит руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
Василий Колташов руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества «Кризис в индийской экономике на самом деле является в значительной мере подарком для китайской легкой промышленности и для аналогичных сфер в других экономиках: Вьетнама, Латинской Америки. Потому что Индия на некоторое время не может выполнить прогноз Международного валютного фонда о том, чтобы в кратчайшие сроки выйти на позиции второй после Китая экономики хотя бы по темпам роста, по темпам расширения. Это связано, с одной стороны, с пандемией, а с другой стороны, с тем, что индийская экономическая система была изначально достаточно уязвимой. В стране и так с санитарией все было плохо, еще и пандемия наложилась. А на самом деле была выявлена просто социальная и управленческая отсталость Индии».
Но, например, Financial Times обращает внимание на другой сегмент, где Индия очень сильна. Она крупнейший поставщик экипажей для судов со всего мира. Цифры, которые говорят сами за себя: всего в мировых морских перевозках заняты 1,6 млн моряков, 240 тысяч из них — индийцы, то есть 15%. А некоторые страны, такие как Сингапур, Эмираты, Китай, запретили побывавшим в Индии судам обновлять в их портах состав экипажа или вообще заходить туда.
Судоходная отрасль и так не в лучшем положении: в мире нехватка контейнеров. А теперь морские перевозки могут остаться еще и без индийских моряков. И это может стать проблемой, подтверждает первый заместитель генерального директора по морским перевозкам ПАО «Совфрахт» Карен Степанян.
— Это будет серьезный удар, потому что моряки из Индии, индусы — одни из самых квалифицированных моряков на самом деле. Очень хорошая школа и очень много офицеров, младшего комсостава именно индусы. Очень качественные ребята, поэтому если их изъять с рынка труда, то это будет очень существенно.
— Сейчас чувствуется влияние кризиса в Индии на судоходную отрасль?
— Пока что все-таки, скорее всего, дорабатывают экипажи, которые менялись раньше. Пока что этого не чувствуется.
Наконец, Индия с населением в 1,4 млрд — третий в мире потребитель нефти, которую в основном импортирует. И если там все встанет, то это может отразиться на мировых ценах на углеводороды. Вероятно, и в мире понимают, чем грозит кризис в Индии для глобальной экономики, и западные страны, а также Россия стремятся помочь — врачами, медтехникой, лекарствами, вакцинами и так далее.
Но и Дели пока не закрывает экономику и не объявляет тотальный локдаун, тоже прекрасно представляя последствия. Сообщений о массовой остановке индийских заводов пока не было. Разве что остановил производство японский концерн Suzuki. И дело не в непосредственном росте заражаемости, а в том, что японским предприятиям в Индии не хватает промышленного кислорода: его теперь начали использовать в больницах.