Корпоративная культура в РФ резко смягчилась на фоне коронавируса
Лента новостей
За два года доля тех, кто оценивает правила и ценности в своей компании как жесткие, сократилась вдвое — с 16% до 9%. Business FM спросила у представителей бизнеса, как у них изменились корпоративные правила за время пандемии?
В России на фоне пандемии коронавируса сократилась доля компаний, корпоративную культуру в которых их сотрудники оценивают как жесткую. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного порталом Superjob.
Если в 2019 году принятый в их компании тип корпоративной культуры как жесткий оценивали 16% участников опроса, то в 2021-м — 9%. А доля тех, кто считает корпоративную культуру на работе мягкой, выросла с 64% до 71%.
Чаще всего об агрессивной корпоративной культуре говорят сотрудники крупных фирм, в основном банков и строительных организаций. Где деньги, там и жестче, объясняют ситуацию в Superjob. А вот самые мягкие правила, похоже, у айтишников. По крайней мере, работники IT-компаний чаще других говорят, что работают в комфортных условиях. Комментирует руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова:
— Именно коронавирус снизил число компаний с агрессивным типом корпоративной культуры. Вирус заставил компании ценить сотрудников за конкретные достижения, а не за количество часов, отсиженных в офисе, заставил бизнес лучше понимать и разбираться в том, что конкретно каждый сотрудник приносит компании. На самом деле, по-прежнему, чем крупнее компания, тем чаще представители этих компаний характеризуют корпоративную культуру как агрессивную. А люди хотят работать в компаниях с мягкой корпоративной культурой, при этом есть и сторонники жестких корпоративных ценностей, чаще всего это мужчины, продажники, люди, которые в силу своей профессии работают в достаточно жестких таких условиях.
— Как влияет эта жесткая корпоративная культура на эффективность самой компании?
— Больше всего о том, что у них мягкий тип корпоративной культуры, говорили в IT-компаниях, 82% менеджеров по персоналу сказали именно так. Вряд ли там все плохо с показателями. Я не думаю, что есть прямая связь.
— А в вашей компании как с этим?
— В Superjob мягкий тип, однозначно. Все эти ценности, которыми мы живем, были прописаны практически с рождения компании. Агрессивность и соперничество никогда у нас не стояли на первом месте, и мы развивались как классическая IT-компания. Чаще всего про то, что у них жесткая корпоративная культура, говорили банки и строительные компании, финансовые организации — здесь понятно: где деньги, там жестче.
Радиостанция Business FM спросила у представителей банковского и строительного бизнеса, смягчились ли у них корпоративные правила из-за коронавируса? В Альфа-банке перемены произошли еще до пандемии, говорит первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев:
Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «Уже года три, как внутри нашего банка кардинальным образом изменилось отношение к показателю, который характеризует, собственно, отношение сотрудников к собственному финансовому институту. Мы поняли, что на рынке происходит очень серьезная конкуренция за людей. Если люди работают в банке достаточно продолжительное время, то они гораздо более эффективны и продуктивны. Нормально относиться к своим сотрудникам (стараться по крайней мере) оказалось выгодно. Мы в значительной степени улучшили условия труда для наших сотрудников, сделали нормальные условия для питания, фитнес-залы внутри офисов, просторные open space, уютные места. И конечно, безусловно, мне кажется, в этом смысле достаточно гибкая политика в условиях пандемии, когда мы не муштровали людей, не заставляли их за счет жертв каких-то выполнять намеченные планы, а действовали достаточно гибко и многим разрешали работать удаленно, всех ценили по вкладу, а не по тому, привязан он к рабочему месту, сидит ли он на месте 8,5 часа или нет».
О том, как пандемия повлияла на корпоративную культуру в компании «БЕСТ-Новострой», рассказывает председатель совета директоров Ирина Доброхотова:
Ирина Доброхотова председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» «Действительно, может быть, пандемия и сыграла свою роль, что корпоративная культура ушла в онлайн и в какие-то новые правила. Мы сервисная сфера, человек, понимая общую миссию, общие ценности компании, несет это наружу. Если мы возьмем строительную область, там жестко действуют технологии, правила и соблюдение всех норм, потому что, сами понимаете, стройка, и без этого никуда. Здесь, на мой взгляд, все-таки все вернется, может, оно за пандемию и сократилось, но по новой будет пересмотрен [порядок]. Когда люди ушли в онлайн, было трудно держать, и вышли другие правила, а сейчас все равно мы возвратились все в офисы, идет взаимодействие, и, может быть, просто идет по новой выстраивание стратегий корпоративной культуры. В 2021 году мы увидим увеличение запроса на это к тренерам, мне кажется, произойдет возврат, просто будет другой возврат, и обучение, может, будет связано с чатами, с онлайном».
Опрос работающих россиян также показал, что люди хотят работать в компаниях с «мягкой» корпоративной культурой. Так ответили 80% респондентов. Сторонников «жестких» корпоративных ценностей — всего 4%, причем их больше среди мужчин. Объясняют это тем, что «конкуренция — дело хорошее».