В Мосгорсуде начинается процесс по делу ФБК
Лента новостей
Ранее столичная прокуратура подала иск о признании фонда Алексея Навального, который ранее был признан иностранным агентом, экстремистской организацией
В Московском городском суде начнется процесс по иску столичной прокуратуры о признании Фонда борьбы с коррупцией экстремистской организацией. Ранее ФБК Алексея Навального был признан иностранным агентом.
Сегодня будет только предварительное заседание. Судья проведет беседу со сторонами процесса и по итогу, скорее всего, назначит дату слушаний по существу. Если суд удовлетворит иск московской прокуратуры, то деятельность ФБК попадет под статью 282 Уголовного кодекса. Это и организация экстремистской деятельности, и участие в ней. За первое предусмотрено до десяти лет лишения свободы, за второе — до шести.
И здесь возникают два главных вопроса. Если Фонд борьбы с коррупцией признают экстремистской организацией, могут ли организаторы учредить новое общество и продолжать заниматься тем же, чем и раньше? Комментирует юрист Сурен Аванесян.
Сурен Аванесян адвокат «Признание накладывает определенные характеристики на конкретную организацию. И формально ничто не помешает каким-то лицам учредить другую организацию со схожей проблемой и с другим названием, с перестановкой каких-то слов либо с совершенно новым названием, со схожей или отличающейся программой. И в этом случае, если не будет выявлено никакой аффилированной, то если вопросы возникнут к новой организации, они будут адресованы к новой организации».
Второй вопрос. Как сообщал Минюст еще осенью позапрошлого года, ФБК получал иностранное финансирование — из Испании и США на общую сумму в 140 тысяч рублей, что и стало причиной для включения организации в список иноагентов. Но есть данные, что только в 2018-м фонд получил пожертвования в 58 млн рублей, и это в том числе перечисления физлиц. Можно ли по букве закона считать, что они участвовали в деятельности экстремистской организации, в случае если суд признает ФБК таковой? И могут ли такие физлица получить наказание? Однозначно нет, трактует закон адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов.
Игорь Симонов адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» «Относительно лиц, которые давали какие-то донаты, пожертвования, взносы на деятельность или на какие-то цели, то, конечно, они делали переводы, денежные средства, не зная и не понимая, что данная организация является экстремистской, если она будет признана таковой. Поэтому, конечно, люди, физические лица, которые эти деньги переводили, к уголовной ответственности привлекаться не будут».
Сейчас в перечне экстремистских организаций Минюста 83 пункта. Пожалуй, самый яркий пример — это движение Эдуарда Лимонова. Оно стоит в документе на первом месте, решение Мосгорсуда принято еще в 2007 году. После того как партия попала в список, писатель основал другую организацию, и ее в перечне Минюста нет. Но и узнаваемый политический бренд пришлось сменить. На последнем же, 83-м месте, то есть это самое свежее на данный момент обновление (от осени 2020 года), — объединение футбольных фанатов из Омска.