Сергей Шойгу отводит войска, но обещает, если что, вернуть. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Есть ощущение, что нынешнее вроде бы спадающее обострение вокруг Украины — далеко не последнее в ближайшие недели и вскоре обнаружатся еще какие-нибудь «красные линии», которым будет угрожать несанкционированное пересечение, считает политолог
Министр обороны, прибыв в Крым, объявил о завершении учений в Южном и Западном военных округах и распорядился вернуть личный состав в места дислокации к 1 мая. «Считаю, что цели внезапной проверки достигнуты полностью», — добавил министр. В учениях в Крыму приняли участие более десяти тысяч человек и 1,2 тысячи единиц вооружения и военной техники. Спустя несколько часов Владимир Путин ответил на приглашение украинского президента Владимира Зеленского встретиться в Донбассе, пригласив его вместо этого приехать в Москву в любое удобное для него время. Как можно расценить произошедшее?
Объявив об окончании военных учений, Сергей Шойгу послал мощный положительный импульс российскому фондовому рынку, а особенно курсу рубля, вызвав одномоментное укрепление российской валюты более чем на 1,5%. Такое не всегда даже Центробанку по силам.
Уж слишком много было сделано в последнее время резких заявлений касательно этих российских военных учений. Едва ли не все ведущие европейские лидеры отметились по данной теме — от выражения озабоченности до призывов к Москве отвести войска от границ с Украиной. Этот вопрос поднимался и в ходе недавнего телефонного разговора Владимира Путина с президентом США Джо Байденом.
Западные лидеры говорили, что близ границ с Украиной сосредоточено более 100 тысяч российских военных. Если бы воспринимать такие заявления с полной серьезностью, а особенно звучавшие часто сравнения с 2014 годом, то можно было подумать, что вот-вот опять разразится война. Однако изначально было сильное подозрение, что войны не только не хочет никто, но и всерьез такой вариант даже не рассматривают. Переброска российских войск на запад носила во многом характер показательной акции, призванной продемонстрировать Киеву, что дальнейшие попытки сорвать режим прекращения огня в Донбассе и саботажа минских соглашений встретят противодействие со стороны Москвы. А вот о масштабах такого противодействия соседям предоставлена возможность гадать в зависимости от богатства их собственных фантазий. Получилось нечто вроде политического покера, а проще говоря — игра на нервах.
На фоне военных учений российские высокопоставленные политики также делали заявления о том, что Москва не даст в обиду жителей Донбасса, тем более что десятки тысяч их уже имеют российское гражданство.
Во время оглашения ежегодного послания Владимир Путин в том числе упомянул «красную линию», которую Москва не даст пересекать, но при этом она сама будет определять, где именно такая линия проходит. В этом смысле Сергей Шойгу своим неожиданным приказом о внезапном прекращении внезапной проверки боеготовности показал, что «красная линия» угроз со стороны Москвы, оказывается, была совсем не там, где все думали и где ее боялись.
Так что получилось, что сначала всех немножко напугали, а потом дали возможность расслабиться. Но не в той форме, чтобы со стороны это выглядело как уступка давлению со стороны того же Запада. Просто учения закончились. Мол, а вы что подумали? При этом (ну так, на всякий случай) командование распорядилось, чтобы тяжелое вооружение осталось на западе и возвращать его в места постоянной дислокации не надо. А именно — на полигоне Погоново в Воронежской области, примерно в 160 километрах от границы с Украиной. До тех пор, по крайней мере, пока не закончатся — а они закончатся в июне — начинающиеся учения НАТО Defender Europe, согласно плану которых одна из основных коалиционных группировок войск альянса развертывается как раз в Причерноморье.
Что касается ранее сделанного предложения украинского президента встретиться с Путиным в Донбассе, то российский лидер, выдержав паузу, ответил в том смысле, что если предполагается говорить об урегулировании на юго-востоке Украины, то Киеву надо разговаривать напрямую с лидерами самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР. Если же о двусторонних отношениях России и Украины, то милости просим в Москву. Поскольку разговаривать напрямую с ДНР-ЛНР Киев категорически пока отказывается, а в Москву в гости к Путину Зеленский вроде как в нынешней обстановке вряд ли поторопится ехать, то есть ощущение, что нынешнее вроде бы спадающее обострение вокруг Украины — далеко не последнее в ближайшие недели. И вскоре обнаружатся еще какие-нибудь «красные линии», которым будет угрожать несанкционированное пересечение. Но мы пока не скажем, где они проходят. Пусть гадают и тревожатся.