США ввели новые санкции против России, в том числе в отношении суверенного долга
Лента новостей
Среди ограничительных мер — запрет финансовым учреждениям США покупать при первичном размещении российские гособлигации, санкции в отношении 32 российских физических лиц и организаций и шести российских технологических компаний
Обновлено в 18:58
Джо Байден подписал указ о санкциях против России, сообщили в Белом доме. Санкции введены за кибератаки на правительственные сети через программное обеспечение компании SolarWinds и попытки вмешательства в американские выборы 2020 года.
В частности, США запрещают своим компаниям напрямую приобретать российские долговые обязательства, выпущенные ЦБ, ФНБ или Минфином РФ. С 14 июня финансовым учреждениям США запрещено покупать при первичном размещении российские гособлигации.
Также Вашингтон вводит ограничения в отношении 32 российских физических лиц и организаций. В частности, меры касаются ряда участников проекта строительства Керченского моста и некоторых должностных лиц в Крыму. В санкционный список включены глава компании «Мостотрест» Леонид Рыженкин, министр имущественных и земельных отношений Республики Крым Лариса Кулинич, глава МВД Крыма Павел Каранда, глава управления ФСБ по Республике Крым Леонид Михальчук и глава управления Следственного комитета по Крыму Владимир Терентьев.
Санкции введены также против шести российских технологических компаний. Среди них Технополис «ЭРА», АО «Пасит», Научно-исследовательский институт специализированных вычислительных устройств безопасности и автоматики, ООО «Необит», Advanced System Technologies, (АО «АСТ»), Positive Technologies (АО «Позитив Текнолоджиз»).
Кроме того, США высылают десять человек из российской дипломатической миссии в Вашингтоне.
Под санкции попали компании Евгения Пригожина, предположительно, работающие в Африке. Бизнесмен заявил РИА Новости, что США внесли его в санкционный список за гуманитарную помощь странам Африки.
Владимир Путин никак не отреагировал на введение санкций США и продолжил заседание президиума Госсовета, сообщают корреспонденты кремлевского пула от РИА Новости.
На санкции отреагировал российский МИД. Агрессивное поведение Вашингтона получит решительный отпор, ответ на санкции будет неотвратимым, заявили на Смоленской площади. Представитель министерства Мария Захарова также сообщила, что посол США вызван в МИД РФ, разговор будет тяжелым.
«Джо Байден высказывал заинтересованность в нормализации российско-американских отношений, но действия его администрации свидетельствуют об обратном. США не готовы мириться с объективной реальностью многополярного мира, исключающего американскую гегемонию, делая ставку на санкционное давление и вмешательство в наши внутренние дела. Подобное агрессивное поведение, безусловно, получит решительный отпор. Ответ на санкции будет неотвратимым. В Вашингтоне должны осознать, что за деградацию двусторонних отношений придется расплачиваться. Ответственность за происходящее целиком лежит на США. Я также хотела бы сказать, что в МИД России вызван посол США. Мы поделимся с вами дополнительной информацией по итогам этого разговора, который будет для американской стороны тяжелым».
Байден в телефонном разговоре с Владимиром Путиным предупреждал, что в случае осложнения ситуации на Украине из-за каких-либо шагов с российской стороны США и их союзники введут новые ограничительные меры. Об этом заявил помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.
Business FM обсудила новые санкции с президентом Института национальной стратегии Михаилом Ремизовым. С ним беседовал Алексей Пантелеев.
— Тот же Салливан заявил, что Байден считает, что без личной встречи с Путиным отношения двух стран могут стать еще хуже. Ну и сейчас, как вы считаете, имеет ли вообще смысл проводить такую встречу в ближайшее время? И российский президент может на нее согласиться?
— Честно говоря, непонятно, что именно в лучшую сторону могла бы изменить личная встреча. Личная встреча скорее дополнительно бы осложнила двусторонние отношения. Если говорить о предшественниках, наверное, диалог Медведев-Обама был более обнадеживающим и даже вселяющим энтузиазм в экспертов с обеих сторон, но тоже в конечном счете он разочаровал тех, кто был преисполнен энтузиазма. Поэтому значение личных встреч в нынешней ситуации сложившейся я бы не преувеличивал. Мы все уже хорошо выучили, что Америка — это deep state, прежде всего, а не решение и воля первых лиц.
— А если рассматривать текущие объявленные санкции, насколько они могут быть болезненными для России? Если смотреть на рынок, он оценивает как не очень серьезные. То есть если предыдущие два дня рубль очень сильно рос, то сегодня снижается примерно на восемь десятых процента к доллару, с утра даже снижался больше. То есть как в целом их можно оценивать?
— Мне кажется, что ожидания по поводу этих санкций уже так или иначе рынком отыграны, и какого-то фундаментального влияния вот эти ограничения взаимоотношений российского госдолга не окажут на нашу макроэкономическую ситуацию. Конечно, это финансисты должны комментировать, но мне представляется, что наше нынешнее состояние бюджета и основных параметров макроэкономических не такое, что Минфин не сможет обойтись без американских резидентов и их участия во внешних заимствованиях. Поэтому это влияет на ситуацию, влияет на все финансы страны, но абсолютно не критично. Что касается списка физлиц и списка компаний, то там конечно дело в деталях, нужно просто смотреть этот список. Иногда в этих санкциях точечных, особенно против компаний, бывают зашиты довольно чувствительные моменты, но это требует более детального изучения.
— МИД России пообещал неотвратимый ответ на новые санкции, что это может быть?
— Честно говоря, не очень представляю. В целом наши возможности по ответу на американские санкции, они достаточно ограничены. Нельзя сказать, что они нулевые, есть вещи, которые Россия просто пока не трогала. По большому счету, чем отличается наша санкционная политика? Она отличается тем, что был принят сразу пакет ответных мер, и после этого фактически ничего не менялось. А у них это идет операционно, то есть кольцо сжимается. Поэтому в принципе можно вводить ограничения на новые виды и категории товаров, на присутствие на российском рынке американских резидентов. Можно вводить какие-то изъятия в части интеллектуальной собственности. Много чего можно придумать, но я пока не вижу такого творчества в нашей административной среде.
Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов считает, что проведение двусторонней встречи Путина и Байдена было бы полезным, даже несмотря на недружественные действия со стороны США.
Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Исторический опыт показывает, что российско-американские отношения, а до них советско-американские отношения, всегда во многом определялись как раз встречами на высшем уровне. То есть именно эти встречи были тем драйвером, тем катализатором, который менял эти отношения. Наверное, в общем, ничего другого изобрести мы не сможем, и конечно мы знаем, что отношения с США находятся под личным контролем российского президента, вряд ли это вопрос, который он может кому-то еще делегировать. Чтобы запустить в движение шестеренки довольно громоздкого и не очень поворотливого бюрократического механизма, с обеих сторон тоже необходимо участие двух лидеров. Поэтому, наверное, можно согласиться с Байденом, что без такой встречи отношения будут ухудшаться еще дальше. Что касается готовности российского президента, то сейчас, наверное, это вопрос к российскому президенту. Но, судя по его реакции на вот эти знаменитые высказывания Байдена, в общем, российский президент готов отложить в сторону риторику и не придавать ей слишком большого значения. И если говорить о нынешних санкциях, то опять-таки здесь Россия может выбрать один из двух вариантов действий. Она может пойти по пути эскалации, ответить на эти санкции симметрично и превратить эти санкции в препятствие для проведения саммита. А может минимизировать свою реакцию и тем не менее пойти на проведение такой встречи. Поэтому сейчас мяч находится на российской стороне в поле — посмотрим, как Россия его разыграет».
Минфин России сообщил, что внимательно отслеживает ситуацию на рынках, принимая во внимание введение властями США ограничений для инвесторов на операции с госбумагами.
На начало апреля вложения нерезидентов в ОФЗ опустились ниже 20% от совокупного объема в обращении, их доля в первичных размещениях ОФЗ в марте составила около 10%. Минифин может взять паузу в проведении аукционов ОФЗ, чтобы обстановка на рынке стабилизировалась.
Центробанк в свою очередь заявил, что готов при необходимости задействовать имеющиеся в его распоряжении инструменты в целях сохранения финансовой стабильности, следует из комментария регулятора в связи с введением новых американских санкций.