Прокуратура потребовала приговорить подполковника ФСБ Черкалина к 11 годам колонии
Лента новостей
Такое наказание, а также 34,4 млн рублей штрафа гособвинитель предложила назначить силовику за получение взяток и мошенничество
Обновлено в 17:07
Прокуратура потребовала приговорить к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом 34 млн 300 тысяч рублей бывшего подполковника ФСБ Кирилла Черкалина, в рамках дела которого изъяли наличность на общую сумму 12 млрд рублей. Как передает корреспондент Business FM, выступая в прениях сторон, гособвинитель Милана Дигаева заявила, что считает доказанной вину подсудимого в получении взяток (ч. 6 ст. 290 УК РФ) на общую сумму 850 тысяч долларов, а также в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) на сумму «не менее 637 млн рублей».
Также прокурор предложила лишить подсудимого права после освобождения занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года. «Прошу также лишить воинского звания, а также госнаграды — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени», — сказала гособвинитель.
Она просила суд удовлетворить иски потерпевших Сергея Гляделкина и Игоря Ткача на сумму реально причиненного ущерба в размере 318 млн рублей, в остальной части — на 18 млрд 846 млн рублей (упущенная выгода) — признать за потерпевшими право на рассмотрение исков в прядке гражданского судопроизводства.
Сами потерпевшие просили суд учесть помощь Черкалина в расследовании преступления и проявить «гуманизм» при назначении наказания, учтя здоровье его родителей (данные о них суд изучал в закрытой части процесса).
В свою очередь адвокат Черкалина Владимир Михайлов предложил суду назначить его подзащитному за мошенничество условный срок, изменив категорию данного преступления на менее тяжкую, а за взятки — меньшее наказание (ниже низшего предела, чем предусмотрено этой статьей) без штрафа. «С мерой наказания [запрошенной прокурором] я категорически не согласен», — сказал он, назвав ее чрезмерно суровой.
По его мнению, прокурор запросила наказание для его подзащитного без учета всех обстоятельств дела. «За период службы Черкалин совершил много позитивных поступков», — уверял Михайлов, указав, что родители его подзащитного «с целым букетом заболеваний» находятся на полном иждивении подсудимого. Адвокат считает, что Черкалин не сможет выплатить штраф в размере 34 млн рублей (эквивалент полученных им взяток в сумме 850 тысяч долларов), «так как его уже лишили всего».
Защитник добавил, что, благодаря показаниям Черкалина и его активному сотрудничеству со следствием, было возбуждено несколько уголовных дел, в связи с чем «общественный ущерб его действиями был минимизирован».
Интересно, что прежде чем перейти к прениям сторон судья Вадим Корчагин озвучил вещдоки, изъятые и хранившиеся при уголовном деле. Суммы найденной у силовика наличности потрясали воображение: 793 млн рублей, 50 млн долларов, 27,6 млн долларов, 22 млн долларов, 6,5 млн евро, 1,7 млн евро, 44,7 тысячи евро, 16,6 млн рублей, 4,7 тысячи фунтов стерлингов и т.д.
Часть наличности, как следовало из материалов дела, хранилась дома у родителей-«пенсионеров» Черкалина, которые так ни разу не явились на процесс. По делу было изъяты шкатулки с ювелирными изделиями: подвески, браслеты, колье, 57 дорогих женских сумок, пишущие ручки Montblanc и Montegrappa, 68 ювелирных украшений (перстни, серьги, цепочки), а также 12 брендовых часов. Из них пять часов принадлежали самому Черкалину, а семь — его матери Наталье. Стоимость только наручных женских часов таких марок, как Vacheron Constantin, Hublot, Breguet, Rolex, Chopard следствие оценило почти в 9 млн рублей.
Оказалось, что Черкалин был любителем искусства. Также у него нашли девять картин, 37 графических рисунков, один карандашный рисунок, три иконы, шесть графических изображений, одну серебряную и несколько фарфоровых скульптур, различные ювелирные украшения. Это имущество обнаружили в доме у подполковника в Одинцовском районе Подмосковья. Предметы искусства были переданы в музей, оценить с художественной точки зрения их еще предстоит экспертам.
Они, а также часть «ювелирки», хранятся при другом уголовном деле Черкалина, которое еще расследуется. Сам подполковник слушал перечисляемое судьей «добро» довольного отстранено. За время нахождения в СИЗО он сильно поправился, отрастил длинную бороду и волосы и стал похож на священника. В ходе процесса, который стартовал 5 апреля, он был малоразговорчив, отвечал на вопросы судьи: «Так точно», — либо давал слово своему адвокату. Вот и 16 апреля в прениях сторон он выступать не стал, передав слово своему защитнику.
Подсудимый выступит с последним словом 20 апреля в 13:00. Как ожидается, после этого судья Вадим Коргачин удалится на вынесение приговора.
Начальник 2-го отдела управления «К» Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ Кирилл Черкалин находится под стражей с 25 апреля 2019 года. Его обвиняют в получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ) на общую сумму 850 тысяч долларов от бенефициара КБ «Транспортный» Александра Мазанова за общее покровительство его бизнесу, а также в мошенническом хищении (ч. 4 ст. 159 УК РФ) 49% долей в уставном фонде ООО «Юрпромконсалтинг» — фирмы, которая была застройщиком столичного района Левобережный. Ущерб по данному эпизоду следствие оценило «не менее чем в 637 млн рублей». Потерпевшие бизнесмены Сергей Гляделкин и Игорь Ткач предъявили к Черкалину иск о возмещении ущерба на 19,4 млрд рублей. Подсудимый признал его частично.
В прениях сторон Сергей Гляделкин заступился за подполковника. По его словам, ознакомившись с делом, потерпевшие пришли к выводу, что Черкалин совершил преступление в отношении него и его двоюродного брата Игоря Ткача под «давлением» своего руководителя Дмитрия Фролова.
Гляделкин рассказал, что что деньги со счета «Юрпромконсалтинга» в сумме боле 5 млрд рублей были использованы в 2011 году другим совладельцами фирмы, экс- руководителями АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» Владимиром Столяренко и Александром Бондаренко, в интересах которых была совершена афера (они объявлены в розыск — Business FM ) «для покупки нефтяных активов». Еще три миллиона евро были перечислены Александром Бондаренко жене Дмитрия Фролова, которая потратила их на покупку недвижимости в Италии. «Искреннее раскаяние Чекалина и помощь следствию являются смягчающими обстоятельствами», — сказал потерпевший.
По делу Черкалин полностью признал вину. Оно с 5 апреля слушается в особом порядке, что предполагает сокращенную форму судопроизводства. В ходе него суд не исследует доказательства, а подсудимый вправе рассчитывать на более мягкое наказание, не превышающее двух третей от максимально возможного.
Дело Черкалина было выделено из дела бывшего заместителя начальника управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ полковника Дмитрия Фролова и экс-сотрудника ФСБ Андрея Васильева. Они вину отрицают. В ходе обысков у трех фигурантов было изъято более 12 млрд рублей в различной валюте. Черкалин же не только признал вину, но и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, в ходе которого дал показания о ранее неизвестных преступных эпизодах и обязался возместить причиненный ущерб.
Правда, неясно, из каких средств он это будет делать: в ноябре 2019 года Головинский суд Москвы изъял у Черкалина и его родных активы на сумму 6,3 млрд рублей.