Заработок российских блогеров превысил доход многих СМИ
Лента новостей
Блогеры в прошлом году заработали больше 11 млрд рублей, что значительно превысило доходы российских газет и журналов. Причем реальные заработки звезд соцсетей могут быть гораздо больше
Российский офис международной ассоциации The Interactive Advertising Bureau подсчитал заработки блогеров. Цифры оказались впечатляющими.
Блогеры за прошлый год суммарно заработали более 11 млрд рублей — на 64% больше, чем в 2019-м. Для сравнения, примерно 11 млрд заработали в 2020-м российские радиостанции. И это на треть больше, чем доходы всех российских газет и журналов.
Причем заработки блогеров могли быть и выше, возможно, даже в два раза, то есть вполне могли превысить 20 млрд рублей. А причина в том, что не все их доходы учтены и не со всего уплачены налоги. Часть денег, которые получают ютьюберы и инстаграмщики, — «серая». Например, им могут платить те, кому запрещено легально рекламироваться: онлайн-казино, букмекеры или представители рынка криптовалют. И вполне вероятно, что какие-то доходы блогерам приходят в биткоинах.
Но не менее впечатляет и другая статистика. Еще в 2018 году общие рекламные доходы в Instagram оценивали в 3 млрд рублей, сейчас в 7 млрд. В YouTube заработки блогеров за это время выросли в два раза. А вот какие данные в интервью Business FM недавно приводил продюсер и создатель крупнейших в России TikTok-домов Ярослав Андреев:
— Немного про рынок: как он растет?
— Каждый год рынок растет примерно в два раза, по подсчетам аналитиков. Не знаю, насколько им можно верить, аналитики обещают, что в этом году рынок будет 25 млрд рублей, именно у блогеров.
— Как вы это ощущаете лично с вашими подопечными?
— Наши заработки растут примерно так же, как и рынок, поэтому мы ощущаем, конечно. Основной канал заработка — Instagram. Instagram — это более емкая история для рекламы: можно выложить фото, видео в сторис, ссылочку сделать. Все рекламодатели любят Instagram.
Еще недавно, судя по опросам, молодые люди очень хотели стать госслужащими. Надежная работа, стабильная зарплата. Опять же, все видят, на каких автомобилях ездят чиновники и как они одеваются. Но сейчас, это даже просто родительские ощущения, — дети хотят стать блогерами. Учиться не надо. Достаточно быть харизматичным и развлекать своих подписчиков. Или давать им полезные советы. Или рассказывать о своих путешествиях. Отдельная тема — набрать хотя бы несколько десятков тысяч подписчиков. А потом можно вести платные онлайн-курсы, обучая начинающих блогеров: как уже им набрать подписчиков и привлечь рекламодателей.
Другой вопрос — на что можно пойти ради популярности и денег. В качестве ответа — громкая история с блогером-пранкером Эдвардом Билом, который спровоцировал аварию в центре Москвы. И теперь ему грозит до двух лет колонии. Но на другой чаше весов выручка топовых блогеров, которая только с легальных контрактов может составлять десятки миллионов рублей в год. Комментирует основатель и креативный директор рекламного агентства Players Василий Ящук.
Василий Ящук основатель и креативный директор рекламного агентства Players «Заработок блогера-миллионника может варьироваться от разных сумм. Опять же, нужно понимать, насколько активная аудитория, ведь рекламодатель в первую очередь смотрит на то, какое количество людей блогер охватывает, какой у него имидж и на какую целевую аудиторию он влияет. Но в целом нужно оценить и бюджет, наверное, в разрезе 50-150 млн рублей в год. И это не чистая прибыль, это оборот. У любого инфлюенсера есть команда, которая снимает контент, пишет сценарий, команда, которая сидит в офисе, юридический отдел, бэк-офис, менеджеры, когда мы говорим про крупных авторов. Это вот общий балл денег, который инфлюенсер обрабатывает. Маржинальность на таких проектах может доходить до 70-80%».
В сентябре ВЦИОМ опросил родителей. И примерно 75% россиян не хотят, чтобы их дети или внуки становились блогерами. Правда, 14% респондентов не знали, кто вообще такие эти блогеры. Но большая часть опрошенных назвали то, чем они занимаются, тунеядством. Это, конечно, не так. Постоянно снимать фото, видео, писать о себе привлекательные тексты — тоже труд, который, кстати, отнимает много времени. Но и в случае успеха приносит много денег. Причем, как было замечено, эти деньги ушли из традиционных средств массовой информации, которыми блогеры тоже пользуются — им же нужно обсуждать с подписчиками новости, будь то политика, шоу-бизнес или мир технологий. Вот только, как заявили НТВ в Роструде, нашей экономике нужны не блогеры, а инженеры, станочники и аграрии. Но для этого надо получить профессию. А бешеные гонорары звезд соцсетей так и манят стать не кочегарами и плотниками, а инстаграм-ютьюб-работниками.