Франция просит пенсионеров простимулировать экономику — за пандемию они скопили слишком много денег
Лента новостей
Власти страны хотят повысить налоговые льготы для пожилых людей, которые передадут свои сбережения внукам. Это может простимулировать экономику после коронакризиса
Власти Франции обсуждают возможность налоговых льгот для пенсионеров, которые отдают сбережения своим внукам, сообщает Bloomberg. Во Франции действует правило, что передача суммы больше положенного лимита облагается налогом. Так, родители могут передать своим детям до 131 тысячи евро в течение 15 лет без уплаты налога, а дедушки и бабушки — 63 тысячи.
За время пандемии население скопило более 100 млрд евро избыточных сбережений. А к концу коронакризиса эта сумма удвоится, подсчитали во французском Минфине. Эти деньги требуются для перезапуска экономики и восстановления спроса. Чтобы население их отдало, власти предлагают налоговые льготы, пока только для пожилых.
Во Франции это будет работать, а в России вряд ли, считает генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев.
Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» «Действительно, коронавирус заставил людей сберегать, потому что не было возможности потратить. Считается, что эти сбережения временные, потому что как только экономика будет выходить из ограничений, они будут потрачены, тем не менее это инвестиционный ресурс для того, чтобы экономика восстанавливалась. У нас то же самое: сбережения, которые накоплены у граждан, могли бы стать инвестиционным ресурсом, если бы не одно но — если бы Центральный банк не увлекся снижением ставок и совсем забыл про инфляцию. В итоге у нас банковские ставки отрицательные, реальные — это номинальные минус инфляция, инфляция у нас зашкаливает. И весь этот накопленный объем денег не может теперь являться такой базой для инвестиций, потому что доходности низкие, ставки по депозитам низкие, ниже инфляции, соответственно, мы видим бегство в доллар, бегство в фондовый рынок и в недвижимость. Ну, только недвижимость как-то позволяет экономике вырасти, потому что это спрос на строительство, металлургию, производство цемента, электричество и так далее. И все. То есть во Франции ситуация более здоровая, чем у нас».
Две недели назад глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что россияне тоже накопили деньги во время коронакризиса: 2 трлн рублей россияне не потратили на отдых за рубежом. По словам Набиуллиной, эти деньги ушли на сбережения и покупки.
Однако французский опыт по стимулированию экономики в России непригоден, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Для России это было бы неплохо, одна проблема — ничего похожего на французский объем накопленных сбережений у нас за 2020 год сформировано не было. Во-первых, и сами французские сбережения в существенной степени были сформированы благодаря господдержке, именно, возможно, поэтому отчасти государство сейчас пытается как-то покуситься на них. Но российские власти просто не предложили такого объема поддержки населению, чтобы получить хотя бы даже гипотетическое право на похожий разговор. И самое главное, что само население за прошлый год не сформировало существенных сбережений. Поэтому по большому счету мы имеем дело с весьма скромными сбережениями, которые, может быть, подросли по отношению к 2019 году, но никаким образом никакой резкий рост потребительского спроса или бум потребления сформировать и служить базой его не могут. Еще надо учитывать, что определенная часть этих сбережений трансформировалась в весьма неликвидную форму — в квартиры. Еще та часть сбережений, которая покинула банковские депозиты в прошлом году и достаточно активно перемещалась на финансовом рынке, она тоже, наверное, туда перемещалась не с целью через полгода быть потраченной на какие-то потребительские товары. Поэтому в моем понимании в России за прошлый год не было сформировано сколько-нибудь существенных сбережений, которые активно могли бы быть использованы на потребление и могли бы резко подтолкнуть потребительский спрос и выход экономики из кризиса за счет роста потребления».
Увеличенные траты россиян обернулись инфляцией. В середине марта она разогналась почти до 6%. Это максимум за последние пять лет.