Великобритания сообщила о десятках случаев тромбоза после прививки AstraZeneca
Лента новостей
Правда, такое число инцидентов выявлено среди десятков миллионов вакцинированных. Есть ли будущее у шведско-британского препарата?
Обновленные данные по числу случаев CVST (тромбоза синусов твердой мозговой оболочки) и других типов тромбоза среди вакцинированных препаратом AstraZeneca в Великобритании содержатся в отчете Управления по контролю лекарственных средств страны.
По подсчетам ведомства, число зафиксированных инцидентов достигло 30 к началу прошлой недели — более актуальной статистики пока нет. В документе особо указано, что прямой связи между недугом и вакцинацией не установлено — это именно случаи тромбоза после прививки, а не из-за нее. Возрастной состав пациентов не указан, как и число погибших. Впрочем, это не значит, что информацию скрывают — возможно, летальных исходов не было.
Данные комментирует профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш.
Дмитрий Кулиш профессор Сколковского института науки и технологий «Это для меня, конечно, сенсация, и я вынужден переобуться в воздухе. И сейчас я вынужден признать, что я зря ругал Pfizer. И, похоже, AstraZeneca накосячила со своим вектором шимпанзе, это, безусловно, связано только с ним. Или, похоже, AstraZeneca начинает закрываться. Это большое событие для фармакологического мира».
Научный сотрудник Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины РАН Александр Чепурнов считает, что вакцину хоронить не нужно.
Александр Чепурнов научный сотрудник Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины РАН «Я не думаю, что проблема в выборном векторе, то есть в аденовирусе шимпанзе. А вот как раз очень сильно подозреваю, что проблема в тех белках, которые задействованы со стороны коронавируса. Сделав, по моим представлениям, порядка 20 млн инъекций и получив пару десятков тромбозов, наверное, я бы не стал бы хоронить это дело».
Главный редактор объединенной редакции газет «Фармацевтический вестник» и «Медицинский вестник» Полина Звездина.
Полина Звездина главный редактор объединенной редакции газет «Фармацевтический вестник» и «Медицинский вестник» «Это не много, но это опасно. Нужно ждать, когда сейчас выскажутся регуляторы и ВОЗ, насколько это все-таки доказывает связь с вакциной. Объем вакцинации этим препаратом — это миллионы. 30 случаев — это немного. В каждом случае надо смотреть, точно ли это была вакцина. Если докажут, что именно вакцина вызывает образование тромбов, — нет, не будут колоть».
Ранее на этой неделе повторный мораторий на прививку AstraZeneca был введен в Германии — теперь препарат рекомендован к применению только пациентам старше 60 лет, более молодым немцам придется принимать решение на свой страх и риск. Возрастной ценз установлен с учетом статистики по случаям тромбоза, зафиксированным немецким регулятором — все они приходятся на пациентов допенсионного возраста.
Другие страны Евросоюза в этот раз не торопятся следовать за первой экономикой блока — да и Германия ввела ограничение временно, до завершения дополнительных исследований. Общеевропейский регулятор EMA в среду заявил, что связь между прививкой AstraZeneca и тромбами «не доказана, хотя и возможна» — однако для запрета на применение препарата сейчас нет «никаких оснований». Тем не менее сами немцы — как и граждане других стран Евросоюза — без сомнения встревожены. Комментарии жителей Берлина собрала Deutsche Welle.
«Все эти телодвижения туда-сюда подрывают доверие. Как будто бы они сами не знают, что правильно».
***
«Я понимаю, что доступные данные постоянно меняются — и приходится принимать соответствующие меры. Это касается любых коронавирусных мер. Но сейчас многих просто запугивают именно вакциной AstraZeneca. И политики, и регуляторы пытаются на это реагировать».
***
«Я сама медсестра. Пока я не вакцинировалась — и даже отменила запись. Решила подождать, пока мы не будем знать точно, следует ли вводить эту вакцину людям всех возрастов или нет».
Скандал вокруг прививки AstraZeneca, постепенно перерастающий в полномасштабный кризис, может двойственно сказаться на экспортных перспективах «Спутника V». С одной стороны, российская вакцина — как и любые другие конкуренты шведско-британского препарата — становится более востребованной в Евросоюзе. С другой, препарат Центра Гамалеи также разработан на аденовирусной платформе. Поэтому теперь европейский регулятор может потребовать от российских разработчиков еще и доказательств того, что «Спутник» не вызывает случаев тромбоза. Российские ведомства ранее об этом не сообщали.