Любовь, ревность, зависть, ненависть. В МХТ имени Чехова премьера — «Заговор чувств»
Лента новостей
Зачем худрук Сергей Женовач решил объединить в новом спектакле роман и пьесу Юрия Олеши и почему в антракте раздают колбасу?
Вместо занавеса с чайкой — огромная декорация, над которой работал известный театральный художник Александр Боровский. Конструкция из кусков фанеры разных цветов и размеров: оливковый, алый, серый, черный. Напоминает Малевича и Кандинского. Эти щиты по очереди приподнимаются, как будто выдавливая актеров к зрителям.
В последнее время Сергей Женовач все чаще ставит произведения 20-х годов прошлого века. А еще старается — сам и с помощью других режиссеров — вернуть в МХТ знаковых авторов: «Бег» Булгакова, потом «Месяц в деревне» Тургенева, теперь Олеша. Сначала тот написал роман «Зависть», а потом создал инсценировку, которая называется «Заговор чувств». У Женовача получилось соединение романа и пьесы. Вот что говорит режиссер:
«Если вы помните роман, он написан виртуозно. Там удивительная форма, но она, к сожалению, не очень сценична, а то, что сценично, — это внутренние монологи, потоки мыслей, сознания персонажей: и Кавалерова, и Андрея Бабичева, и Ивана Бабичева. Есть два брата и есть два молодых человека: Владимир и Валя. И как бы два отца неродных. И там возникает этот четырехугольник. Когда Юрий Карлович стал сочинять на основе романа пьесу, это совсем другая история: что-то теряется, что-то обретается. Мы взяли сюжет пьесы, окунули его в эти монологи, в потоки мыслей, сознания, а дальше можно домыслить».
Одна из важных ролей у Авангарда Леонтьева. Пожалуй, самый яркий персонаж — влюбленный в свою работу колбасник Андрей Бабичев, его играет Михаил Пореченков. Так что колбасу в антракте всем желающим раздают не случайно. Можно обойтись без буфета. Зритель влюбляется в героя Пореченкова с первой сцены, где он в полосатых штанах и майке-алкоголичке имитирует утреннюю зарядку. Вот что актер говорит о спектакле:
«Мы, как мне представляется, все время пытаемся препарировать человеческий дух. Откуда это рождается — зависть, любовь, ненависть? Почему какие-то чувства приходят в самый неподходящий для человека момент? Или ты готовишься-готовишься, а это не приходит? Подумать надо, вместе с нами попробовать задавать себе сложные вопросы, неоднозначные ответы получать. Герои, например, этого произведения, я не могу сказать, хорошие они или плохие. Какие они? Мы не знаем. Мы каждый раз сами себя поглаживаем, говорим, мы хорошие, но если заглянуть за уголок — какие мы? На этот вопрос мы и пытаемся ответить».
У Сергея Женовача репутация скорее лирического режиссера, а в этом спектакле он раскрывается как комедийный постановщик, считает член экспертного совета Фонда имени Станиславского, театральный критик Ольга Егошина.
Ольга Егошина театральный критик, член экспертного совета Фонда имени Станиславского «Очень смешной спектакль. Когда ты понимаешь это положение человека, который думает, что вот скоро наступает, как мы сейчас уверены, новая этика, сейчас старые чувства внезапно помрут, а потом вдруг выясняется, смотришь спустя 100 лет, что не изменилось вообще ничего. Если человеку что и дано навечно, то, видимо, те самые чувства. Мне кажется, что это очень весенний спектакль. В нем есть какая-то внутренняя радость, предощущение того, что в результате все-таки все будет хорошо, хотя заканчивается он крайне печально. Маршевые пролеты, немножко отсылающие уже к Мейерхольду, когда актеры по ним бегают. Очень подвижный спектакль. Мне кажется, что это такая удача МХТ и движение в выбранном направлении, когда ты, опираясь на традицию, двигаешься куда-то вперед».
У Юрия Олеши, как он сам говорил, было два кумира: Маяковский и Мейерхольд. Увидеть и прочувствовать «Заговор чувств» можно 4, 17 и 20 апреля. Мест осталось мало, тем не менее по демократичным ценам от 1 тысячи до 4 тысяч рублей.