FT сообщила о возможном разводе «Сбера» и Mail.ru Group. Не отказался ли банк от идеи создания большой экосистемы?
Лента новостей
По данным издания, партнеры обратились в Кремль за разрешением поделить активы. «Сбер» отреагировал, но не опроверг. Что может двигать банком?
«Сбер» ожидаемо не стал подтверждать сообщение Financial Times о возможном разводе с Mail.ru Group. Но не стал и опровергать. Лишь назвал IT-гиганта равноправным партнером в совместном предприятии:
«Компании, входящие в наш O2O бизнес, активно и успешно развиваются. Уже сегодня стоимость нашего совместного бизнеса намного выше, чем вложенные в него инвестиции, что является большой ценностью для наших акционеров. Mail.ru Group обладает экспертизой создания сложных IT-решений, пользовательских цифровых продуктов и является сейчас нашим равноправным партнером в совместно предприятии О2О. «Сбер» строит свою экосистему, способную предлагать клиентам целый ряд качественных сервисов, развивающихся не раздельно, а в тесной интеграции, и помогающих решать повседневные задачи; экосистему, способную конкурировать с мировыми IT-гигантами. Все наши цифровые активы, такие как Сбер ID, «CберСпасибо», «СберПрайм» и другие, развиваются в синергии друг с другом».
Между тем СМИ, в том числе и Financial Times, уже не раз писали, что банк и IT-гигант могут вскоре разделить имущество. А основной причиной разногласий называли то, что партнеры не могут договориться, на чьих разработках они будут строить свою экосистему — Mail.ru Group или «Сбера». Как можно предположить, каждый выступает за свои площадки.
Сейчас же журналисты припоминают фразу Путина, который в прошлом году похвалил «Сбер» за IT-успехи в создании экосистемы. Но в то же время попросил Германа Грефа не забывать, что «Сбер» — это в первую очередь банк, который является таковым с XIX века. Плюс к этому нелишне вспомнить, что стремление стать экосистемой пока приносит «Сберу» убытки, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Убыток экосистемы за 2020 год «Сбера» составил 11,9 млрд рублей по МСФО. Результаты, прямо скажем, не очень блестящие. Но это, конечно, можно отнести за счет роста, но тем не менее. В свое время ведь кто заразил Сбербанк этой идеей? Олег Тиньков. Но я вот сейчас не вижу, чтобы он был очень активен именно в плане развития экосистемы, а вот Герман Греф загорелся этой идеей. Ну, я думаю, что вот как загорелся, так через несколько лет и погаснет. Я не устаю повторять известную фразу из известного анекдота: «Банк не торгует семечками».
«Сбер» создал совместное предприятие с Mail.ru Group в 2019 году. Оно стоит больше 1,5 млрд долларов. Ключевые активы — это сервис доставки Delivery Club и такси «Ситимобил». Как писал Forbes, в случае развода — доставка и все, что связано с едой, останется Mail.ru Group, а такси — «Сберу».
Кстати, в таком случае банк будет единолично конкурировать в сегменте такси с другим своим бывшим «супругом» — «Яндексом». С ним «Сбер» развелся в прошлом году. Хотя когда-то хотел создать вместе с «Яндексом» «российский Amazon» (это маркетплейс «Беру»). А до этого была попытка договориться с Alibaba. Но тоже не получилось.
На фоне развода с «Яндексом» СМИ сообщали, что «Сбер» задумался о покупке крупной доли в Ozon. И это закончилось ничем, Ozon вышел на IPO. С одной стороны, кажется, что банку как-то не везет с созданием экосистемы. А с другой, банк, как и человек, проходя через разводы, всегда чему-то учится. И однажды наступает момент, когда не нужен никто. Комментирует президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.
Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Любое партнерство — это всегда искусство некоторого компромисса. А когда у тебя уже есть понимание, есть экспертиза, есть деньги и уже есть четкое знание, чего ты хочешь, то, может быть, партнеры им особенно-то и не нужны. И я глубоко убежден, что «Сбер» отнюдь не отказался от своей идеи, скорее наоборот, он ее каждый раз творчески преобразовывает, и, в принципе, я считаю, что они идут правильной дорогой. Я сравниваю наш «Сбер», например, с другими зарубежными банками и поражаюсь, как далеко они от многих ушли вперед».
Контекст возможного развода «Сбера» и Mail.ru Group — это то, что крупные IT-гиганты тоже становятся банками. У «Яндекса» не получилось слиться с «Тинькофф». Но идею он не оставил и вскоре может купить себе небольшой банк. А Wildberries уже купила себе маленький банк, то есть, по сути, купила лицензию, на основе которой, вероятно, будет развивать свои сервисы. Не отстает МТС, у которой есть и банк, и медиаплощадка, и доступ к сетям нового поколения 5G.
И, скорее всего, «Сбер» тоже будет двигаться к созданию своей экосистемы, с Mail.ru Group или без него. Правда, FT замечает, что банк многовато тратит на стартапы — 2 млрд долларов уже ушло. А теперь «Сбер» перешел под контроль правительства, который выкупил его у ЦБ. А правительство хоть и возглавляет двигатель новых технологий, но у кабмина все-таки основная задача — заботиться о населении, в том числе с помощью дивидендов от госкорпораций, коей является «Сбер».
Правда, Греф в ноябре обещал, что к 2030 году 20-30% дохода будут приносить нефинансовые сервисы. Но это — когда еще будет. Зато уж точно, с кем «Сбер» не разведется, так это с Rambler Group, потому что полностью ее купил. Разве что продаст.