16+
Вторник, 5 ноября 2024
  • BRENT $ 75.17 / ₽ 7333
  • RTS837.81
26 марта 2021, 22:14 Общество

Коллапс в Суэцком канале. Какие глобальные последствия возможны?

Лента новостей

Это один из крупнейших морских торговых путей. Здесь застряли контейнеры, дефицит которых уже был из-за пандемии. В итоге пробка в одном конкретном месте превращается в пробку во всем мире

Фото: DPA/ТАСС

Сегодняшняя попытка снять с мели судно, застрявшее в Суэцком канале, провалилась. Об этом сообщил техоператор застрявшего контейнеровоза. Операция по разблокировке торгового пути продлится минимум до 31 марта, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники.

Сначала говорили, что проблему решат за два дня, потом — что в течение недели. Были предположения, что в пятницу, и бодрые сообщения, что углубление дна, чтобы снять судно с мели, выполнено на 87%. Но пока закончилось тем, что техоператор застрявшего Ever Given, сообщил, что попытка снять его с мели в пятницу провалилась. И кажется, что в лучшем случае сбудется сообщение Bloomberg: Суэц разблокируют 31 марта.

У скопившихся с южной стороны канала кораблей два варианта: либо ждать, когда проход освободят, а сколько это займет времени, неизвестно, либо разворачиваться и идти в Европу вокруг Африки, мимо мыса Доброй Надежды. Но это дольше на две недели и, конечно, дороже, а кроме того, могут захватить пираты. И судоходные компании из нескольких стран мира в связи с этим уже попросили о помощи военно-морские силы США.

И тем не менее несколько судов уже развернулись. Одно из них — такое же, как застрявший гигант контейнеровоз Ever Given, другое — еще больше, рассказывает главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.

Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «Еще больший контейнеровоз HMM Rotterdam — это вообще гигантская дура, 23 820 контейнеров. Он должен был идти через Суэцкий канал из Лондона в Сингапур и вот развернулся и тоже поплыл вдоль Африки. Но дело в том, что для них это проще, чем для кого-либо другого. Скажем, для танкера с нефтью, для балкера с рудой, с зерном, углем это будет более дорогостоящая по времени и емкая операция. А вот контейнеровозам, особенно гигантским, это проще».

Суэцкий канал — это 12% морских перевозок, и это важнейшая торговая артерия мира. И пусть в планетарных масштабах там застряло не так много судов, но когда они стоят, это значит, что они вовремя не дойдут до пункта назначения, их вовремя не разгрузят и вовремя не погрузят. Значит, они не смогут прийти в срок в следующий пункт — куда-нибудь из Европы в Южную Америку и так далее. Там вовремя не получат товары, комплектующие. Будет нехватка контейнеров, которых не хватает и сейчас, и в итоге пробка в одном конкретном месте превращается в пробку во всем мире.

А кроме того, возле Суэца застряли нефтяные танкеры. На фоне этого нефть уже подорожала, и в пятницу она снова шла вверх. А когда дорожает нефть — дорожает все, отмечает руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китай группы компаний AsstrA Владислав Мартин.

Владислав Мартин руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китай группы компаний AsstrA «Влияние в принципе будет глобальным. Это окажет влияние, скажем так, на подорожание продовольственных товаров и, скажем, электроники. Это в том числе окажет влияние на нефть. 185 судов ожидают прохода через Суэцкий канал, и, насколько я знаю, порядка 100 из этих судов — это нефтяные танкеры. Подорожает нефть — подорожает все вокруг, подорожают контейнерные перевозки. На данный момент наблюдается большая нехватка контейнеров. Все те суда, которые сейчас скопились, ожидают прохода. Соответственно, Китай не получит порожние контейнеры вовремя. Мы ожидаем нехватки нефти, нехватки контейнеров очередной, учитывая уже нынешнюю ситуацию, да и в принципе роста цен на все, как всегда».

Судоходная компания Lloydʼs List подсчитала: каждый час блокировки Суэцкого канала обходится мировой торговле в 400 млн долларов, или около 10 млрд в сутки (это 70 млрд в неделю). Но главное — рассыпается ритмичность поставок. Компании, которые привыкли, что товары приходят к ним вовремя с поправкой на ожидаемые задержки, не получают того, что ждут. А поскольку они привыкли к порядку, то и на складах, чтобы сэкономить, держат минимальные запасы. И вот они не получают того, что ждали, склады пустеют, произвести свой товар они не могут. Его нет физически. Хороший пример привело агентство Bloomberg с туалетной бумагой. Из-за того что суда вовремя не привезут целлюлозу, производитель бумаги останется без сырья — и в мире будет нехватка туалетной бумаги. А все потому, что корабли застряли в Суэце и не успели прийти за этим сырьем. Все дело в нарушении глобальной системы морских перевозок, которая действовала десятилетиями. Слишком привыкли к хорошему.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию