«Спутник V» — на экспорт. Почему это прорыв для России?
Лента новостей
Препарат одобрили уже больше 50 стран, некоторые ведут переговоры о покупке технологии производства. После вакцины от полиомиелита, которую изобрели в СССР в 1960-е годы, России нечего было предложить мировому фармрынку
«Спутник V» — единственная российская вакцина, которая проходит экспертизу в ЕС. Об этом ТАСС сообщил европейский лекарственный регулятор. Также регулярно появляются сообщения из разных стран о планах по строительству заводов, которые будут выпускать эту вакцину.
Препарат одобрили уже больше 50 стран, то есть четверть государств всего мира. И, как на днях рассказали РБК в Российском фонде прямых инвестиций, живут в этих странах почти 1,5 млрд человек. Это, конечно, не значит, что Россия вакцинирует пятую часть населения Земли. Во-первых, и прививаются не все, и другие вакцины закупают. Но вполне вероятно, что мы сможем достигнуть успеха и заработать хорошие деньги. Причем это будет первый наш успех на мировом фармрынке с прошлого века, когда СССР почти одновременно с США создал вакцину от полиомиелита и начал ее успешно экспортировать в десятки стран, в том числе в Европу и в ту же Америку. Комментирует гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк:
— Мы правильно понимаем, что со времен, когда Америка у нас покупала вакцину от полиомиелита, не было таких масштабных поставок наших вакцин куда бы то ни было?
— Да, действительно, это такой исторический прорыв. И здесь еще вопрос в том, что когда будет иммунизирована большая часть населения не только в стране, но и в мире, такие мощности не нужны будут. И поэтому наращивать производство в огромных масштабах в России тоже не выгодно — легче распределить. И, конечно, сейчас пальму первенства держит Pfizer со своей вакциной. Но «Спутник V» себя очень хорошо зарекомендовал и востребован в мире.
Сколько Россия планирует заработать на «Спутнике» — неизвестно. Зато есть информация о планах Pfizer — 15 млрд долларов в этом году. Нам, вероятно, до таких цифр будет далеко. Но даже если наши предприятия заработают сотни миллионов долларов, то это будет достижением. Россия физически не сможет произвести большие партии. Конечно, выгоднее продать 200 млн доз за 20 долларов каждая и заработать 4 млрд в американской валюте. Мы продаем лицензии на производство. Зато не придется тратить деньги на строительство заводов и логистику, говорит директор по развитию аналитической компании RNC-pharma Николай Беспалов.
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC-pharma «Здесь достаточно приличные логистические затраты, с одной стороны. С другой стороны, нужно огромное количество доз произвести, чтобы покрыть потребность конкретных локальных рынков. Представьте себе Индию или какие-то иные регионы — там огромное население, и, конечно, поставлять для такого количества населения готовый препарат чисто логистики очень сложно. Я уже не говорю о том, что организовать производство на территории России подобных объемов — это тоже задача технически достаточно сложная».
Можно отметить, что регулярно появляются новости о том, как в других странах будут строить заводы по производству нашей вакцины. В одном из последних сообщений от РФПИ речь шла об Индии. Было сказано, что там будут производить до 200 млн доз. Правда, это пока договоренности — сначала нужно завершить технологический трансфер. Но в любом случае сейчас у России есть шанс на экспорт если не самого препарата, то технологий. До этого нам десятилетиями было особо нечего предложить мировому фармрынку.