Нужен ли Европе «Спутник V»?
Лента новостей
Для выработки коллективного иммунитета европейцам хватит четырех одобренных в ЕС вакцин от коронавируса, заявил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон. Он также не исключил производство «Спутника V» в Европе, если России «понадобится помощь»
Обновлено в 16:41
Двери ЕС для вакцины «Спутник V» не закрыты, все зависит от обстоятельств. Об этом заявил официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер. По его словам, проблема в том, что вакцины нужно получать именно сейчас, а для регистрации российского препарата нужно время.
Так Эрик Мамер прокомментировал слова еврокомиссара по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретона о том, что ЕС не нуждается в российском препарате. Ранее он заявил, что вакцина «Спутник V», которая только ждет одобрения европейских регуляторов, может стать лишь дополнительной помощью в вакцинации. По его словам, ЕС должен развивать поставки своих ранее зарегистрированных препаратов — их в Евросоюзе четыре.
«Мы выпускаем теперь от 100 млн до 150 млн доз в месяц. И во втором квартале мы поставим от 300 млн до 400 млн доз. У нас в Европе самое большое число вакцин в мире — целых четыре вида. И мы сейчас стали первыми по их производству в мире. «Спутник V» — это дополнительная вакцина. У нас есть 350 млн доз, и мы наладили всю цепочку поставок. А значит, у нас нет нужды ни в «Спутнике V», ни в каких-либо других вакцинах. Сейчас у нас задача — продолжение массового производства и применения тех препаратов, которые есть в нашем распоряжении. А в том, что касается «Спутника V», знаете, русские сталкиваются с огромными сложностями в его производстве. И мы, конечно, должны им в этом помочь. Если в следующем квартале надо будет передать им один-два завода для его производства — почему бы нет. Но пока что весь приоритет отдан европейцам».
Слова еврокомиссара прокомментировал и президент Владимир Путин. На совещании о наращивании производства вакцин и ходе вакцинации он отметил, что Россия никому не навязывает свой препарат, но такими заявлениями высокопоставленные европейские чиновники могут лоббировать интересы конкретных фармкомпаний.
«Вызывает удивление, что прямо перед нашей с вами встречей, как мне доложили, один из ответственных работников Еврокомиссии заявил, что, как он сказал, «нам «Спутник V» не нужен». Странное заявление. Мы ничего никому не навязываем. И в Европе, кстати говоря, многие не знают, что Россия давно уже выставила официальную заявку на регистрацию в Европейское агентство по лекарственным средствам. Это произошло еще, как мне с утра Татьяна Алексеевна Голикова докладывала, 21 января 2021 года. И только 4 марта пришло решение о начале рассмотрения. В этой связи знаете что хочу сказать? Как я уже только что заметил, мы никому ничего не навязываем. Но когда мы слышим такие заявления от официальных лиц, возникает вопрос: чьи интересы защищают и представляют такие люди? Интересы каких-то фармацевтических компаний или интересы граждан европейских стран? Чем они занимаются, лоббированием? И такие люди нас еще чему-то пытаются учить, еще санкции против нас какие-то вводят. Ну, бог с ними. Повторяю, это их выбор, пожалуйста, пусть делают так, как они считают нужным и целесообразным для того, чтобы реализовать стоящие перед ними задачи».
Если ЕС в скором времени одобрит российскую вакцину, она может занять значительную долю европейского рынка, считает руководитель научной экспертизы венчурного фармацевтического фонда Inbio Ventures Илья Ясный.
Илья Ясный руководитель научной экспертизы венчурного фармацевтического фонда Inbio Ventures «Если бы «Спутник V» был доказанно эффективной вакциной по европейским правилам и одновременно мог обеспечить миллионные поставки в Европу, то, конечно, он был бы нужен прямо сейчас, потому что пока далеко до того, чтобы все люди были привиты — в лучшем случае к концу года существующими вакцинами можно привить всех. Заявлять, что «Спутник V» совсем Европе не нужен, наверное, неправильно, просто при выполнении определенных условий он был бы нужен. В реальной ситуации вполне может действительно оказаться, что просто остальные вакцины будут поставляться в таких количествах, что на их фоне не нужен будет «Спутник V». Если «Спутник V» будет одобрен (называли сроком май, но, может быть, и к маю не успеют), то это будет пятая вакцина, и ее уже невозможно будет не использовать, не закупать, отказаться и так далее. Если будет производство, проинспектированное европейским регулятором, по всем правилам, если пакет документов удовлетворит европейский регулятор, то это будет вакцина ничем не хуже AstraZeneca».
По словам еврокомиссара Бретона, «у россиян проблемы с производством» вакцины и Европа при необходимости может предоставить России мощности одного или двух заводов. Комментирует первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко.
— Это обычные договорные отношения. AstraZeneca ведет открытую политику, как и большие фармкомпании. И я уверен, что в итоге имидж AstraZeneca не пострадает. Это временная медийная, хайповая штука.
— Они по сообщениям не смогут поставить 10 млн доз в Европе, объясняют это экспортными ограничениями. Пострадают ли от этих ограничений?
— Позвоните в Питер своим друзьям, спросите, там они страдают или нет. Потому что в Питере не хватает, в Нижнем Новгороде, насколько я слышу по сообщениям, не хватает вакцины. Вот мы пострадаем из-за нехватки собственной вакцины.
— Складывается ощущение, что и агитация по вакцинации уменьшилась.
— Конечно, уменьшилась, потому что вакцины не хватает, зачем агитировать за то, чего не хватает. В Москве более или менее нормальная ситуация, привиться можно за два-три дня, если захотеть, но в некоторых городах, начиная даже с Питера, нехватка вакцины достаточно острая.
— Сегодня еще цитируют заявления еврокомиссара: «Если будет нужно помочь России, то мы готовы помочь в строительстве двух заводов для производства «Спутника V». Мы правильно понимаем, что это европейские заводы для производства «Спутника V», для того что бы поставлять произведенную там вакцину в Европу?
— Я это сообщение слышу следующим образом: мы готовы построить заводы под ваш заказ, вы заказываете, производите на наших мощностях, сколько хотите, и продавайте в те страны, где у вас вакцина зарегистрирована, и используйте сами.
В апреле Европейское агентство лекарственных средств направит в Россию группу экспертов для проверок клинических испытаний и производства вакцины. От этого будут зависеть сроки одобрения «Спутника V» в ЕС.
Пока Европа ждет одобрения «Спутника V» европейским регулятором, премьер-министр Словакии Игор Матович договорился о поставках российского препарата в Братиславу. Он сделал это в обход партнеров по правящей коалиции, которые придерживалась политики ЕС в этом вопросе.
Свое решение Матович объяснил тем, что зарегистрированной в стране вакцины AstraZeneca не хватает, а в Словакии от коронавируса ежедневно умирает порядка сотни человек. Это привело к недовольству лидеров правящих партий и острому политическому кризису. Уже ушли в отставку министры здравоохранения и труда. Накануне Матович заявил, что готов покинуть должность, но требует отставки ряда других политических деятелей. Комментирует директор аналитического центра Comenius Analytica в Братиславе Владимир Бачишин.
— Как в нормальной цивилизованной стране, надо было посовещаться с коалиционными партиями, привезти какие-то образцы, дать их протестировать. Его оппоненты имели один простой аргумент — что вакцина не прошла регистрацию в ЕС, хотя наши законы позволяют в чрезвычайных ситуациях дать временную регистрацию. Это был вопрос одного дня — посовещаться и рассказать. Но какая проблема? Страна очень маленькая, премьер живет недалеко, 50 километров от Братиславы, и есть же онлайн-конференции, но это было очень свойственно для премьера: только я и никто другой, я так решил, и я привез. Из-за пандемии не было одинакового мнения у всего правительства по поводу локдаунов, поголовного тестирования населения. У нас в два захода тестировалось население: сначала 3,6 млн человек в один уик-энд, во второй — 2,5 млн. Многие утверждают, что как раз это массовое тестирование способствовало распространению вируса. Вакцинируются иными вакцинами: AstraZeneca, Pfizer.
— То есть если гражданин хочет привиться, он записывается и на следующий день идет прививается, очередей нет, дефицита нет?
— Дефицита нет, и на некоторых футбольных стадионах организованы места массовой вакцинации, где можно 3-4 тысячи людей вакцинировать.
ЕС сейчас испытывает нехватку своей основной вакцины — AstraZeneca. Производитель срывает поставки: Европа получила только 30% заявленного объема. Евросоюз может заблокировать импорт препарата в Великобританию до тех пор, пока фармкомпания не выполнит обязательства перед Союзом, пишет Bloomberg. По данным The Guardian, это на два месяца задержит сроки вакцинации в Великобритании.