«Убийца», жвачка и угроза санкций. Как расценивать противоречивое интервью Джо Байдена
Лента новостей
Среди прочего новый президент США — вроде бы! — согласился с интервьюером, что Владимир Путин — «убийца». Ответ Москвы пока сдержанный. Из Вашингтона «для консультаций» отозван посол Анатолий Антонов — как сообщается, чтобы не допустить «необратимой деградации» отношений
Обзываться на линии Москва — Вашингтон не принято. Буш-младший вообще называл Владимира Путина «прямолинейным и надежным», Обама — максимум уличил российского лидера в том, что тот «одной ногой стоит в советском прошлом». А когда Трампу задали прямой вопрос о том, считает ли он президента России «убийцей», тот парировал: «Убийц много. Думаете, наша страна такая уж невинная?»
Поэтому высказывание 46-го президента США многие назовут беспрецедентным. Посреди второго большого интервью Байдена на посту журналист ABC Джордж Стефанопулос начал задавать вопросы о России. Сначала речь зашла о свежем докладе американской разведки, согласно которому осенью Москва пыталась «очернить» кандидата Байдена — и приказ об операции «с высокой вероятностью» отдал лично российский лидер.
«Какую цену должна заплатить Россия?» — спросил ведущий. Байден ответил, что Москва «заплатит», но тут же соскочил с темы, сказав лишь, что они с Путиным «знают друг друга». Журналист снова пошел в атаку и сказал следующее: «Вы знаете Путина. Вы считаете его убийцей?» Байден чуть подумал и ответил: «Мгм, считаю».
— So you know Vladimir Putin. You think he's a killer? (Вы знаете Владимира Путина. Думаете, он убийца?)
— Mmm hmm, I do. (Хм, да, считаю).
И опять соскочил. Конкретики по «цене» нет — «скоро узнаете». Да и вообще, как сказал Байден: «Есть такое выражение — «идти и жевать жвачку». Есть сферы наших совместных интересов. Поэтому я договорился с ним о продлении Договора СНВ».
Реакция на высказывания Байдена была такой же смешанной и сумбурной, как и они сами. Ряд западных СМИ сначала вынесли слово killer в заголовки, но статьи быстро пропали с передовиц. Как пишет Bloomberg, Байден «вяло согласился» с утверждением журналиста и не стал развивать тему. На сайте CNN казалось бы беспрецедентное высказывание вообще отсутствует на главной странице.
Реплики оценивает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «В принципе Байден, еще когда он был кандидатом и даже до того, как он стал кандидатом, никогда не скупился на очень жесткие критические оценки действий российского лидера. Вообще-то, когда наши отношения развивались еще во время холодной войны, обе стороны старались избегать таких оценочных суждений, касающихся личности лидеров. Но сейчас мы видим, что Байден не стесняется и делает заявления, которые, наверное, раньше бы считали недопустимыми. Очень многое будет зависеть от того, как Москва отреагирует на эти заявления. Россия может это проигнорировать, может, наоборот, раздуть из этого большой скандал, так что посмотрим, какова будет официальная реакция с российской стороны. Особенно преувеличивать значение одного высказывания не стоит, хотя, конечно, это создает неблагоприятный фон для последующих переговоров, и, в общем, игнорировать это тоже нельзя. Я надеюсь, что российская реакция будет сдержанной».
Дополнительных комментариев Белого дома в первые часы после выхода интервью не последовало. В принципе, определенный простор для толкований здесь есть. Журналист произнес сразу две реплики: «Вы знаете Путина» и «Считаете ли вы его убийцей?» Быть может, Байден сказал «Mhmm. I do» о знакомстве с Путиным.
Можно ли предположить, что это было не программное заявление, а просто вопрос застал президента врасплох? Комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Федор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Ни то ни другое: не застал врасплох и не программное заявление. На мой взгляд это ярчайшее свидетельство феномена современной политики, которое можно назвать символом — это «язык без костей». Я думаю, что когда президент Байден это говорил, то он не думал и не задумался, как это может повлиять на его отношение с Путиным или Россией. Ему задали вопрос, американцы должны иметь определенный образ президента. Президент показал, что он решительный и четкий в суждениях, ну, и все. Из этого ничего не вытекает, за этим ничего не последует. Санкции, которые объявляются, они были и так. По прежним временам это чуть ли не казус белли или предмет для встречного конфликта, сейчас — нет. Сейчас как-то постепенно начинают привыкать, что молоть всякую конъюнктурную ерунду абсолютно нормально на самом высоком уровне».
Интервью Байдена было опубликовано за день до вступления в силу очередного пакета американских санкций. Отдельные российские СМИ называют их новыми, но на самом деле это не совсем так — о мерах было объявлено еще 2 марта.
Теперь американским компаниям запрещено экспортировать в Россию товары оборонной промышленности и двойного назначения, за исключением сферы космического сотрудничества, а ведомствам и госбанкам нельзя предоставлять кредиты и финансовую помощь Москве, за исключением экстренной и гуманитарной. Также под санкциями оказались первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, глава ФСБ Александр Бортников и ряд других высших чиновников. Нельзя исключать, что на этом новая санкционная волна не закончится. Как выразился сам Байден, «скоро увидите».
Российская валюта отреагировала на громкие заголовки падением в моменте до 74 рублей за доллар и 88 за евро. Российские индексы снизились до трехмесячного минимума.