The Bell: «Яндекс» намерен приобрести небольшой банк «Акрополь»
Лента новостей
Эта кредитная организация сейчас принадлежит генеральному директору группы «Связной» Евгению Давыдовичу. В IT-компании заявили, что заинтересованы в банковской лицензии. Зачем она «Яндексу»?
Компания «Яндекс» ведет переговоры о приобретении небольшого банка «Акрополь». Договор купли-продажи может быть подписан в ближайшие дни, сообщили источники издания The Bell. Нынешний владелец банка от комментариев отказался, а представитель IT-гиганта сообщил, что компании «интересно получение банковской лицензии».
Основанный в 1994 году «Акрополь» долгое время был частью группы, подконтрольной ингушскому предпринимателю, экс-сенатору Ахмету Паланкоеву. В 2018 году гендиректор «Связного» Евгений Давыдович возглавил совет директоров банка, а в 2020-м стал его собственником. Сейчас «Акрополь» занимает 323-ю строчку в рэнкинге банков «Интерфакс-100».
Для чего «Яндексу» потребовался этот банк? Комментирует начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий:
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «В данном случае речь идет именно о лицензии, потому что какого-то существенного наполнения банковским бизнесом у «Акрополя» нет, у него, по существу, только банковская лицензия. Мы видим, что этот банк стабильно убыточен с 2018 года. Убыток 2020-го у него составил около 80 млн рублей. Для «Яндекса» это, по существу, альтернатива несостоявшейся сделке с Тинькофф банком. Я не думаю, что «Яндекс» в ближайшее время начнет строить мощный банковский бизнес, сопоставимый, скажем, с бизнесом того же Тинькова, хотя, конечно, с учетом его ресурсов он мог бы это сделать. Но в данном случае я думаю, что на первом этапе они будут создавать платежную систему, а тут совершенно не нужно строить огромный банк».
На днях «Яндекс» запустил платежный сервис Yandex Pay. С его помощью пользователи могут оплачивать покупки с карты, привязанной к аккаунту в «Яндексе». Необходимость в новой платежной системе у компании возникла после развода со «Сбером», в результате которого госбанк получил сервис «Яндекс.Деньги», впоследствии переименованный в «ЮMoney».
Сделка с Тинькофф банком сорвалась, а для экосистемы «Яндекса» банк необходим. О том, в какую сумму IT-компании может обойтись «Акрополь» и что «Яндекс» будет делать после его приобретения, рассуждает директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин:
Иван Уклеин директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» «Можно, конечно, создавать банк с нуля, но понятно, что это тоже некие затраты. В данном случае, скорее всего, банк покупают с пониманием того, что это чистый банк, то есть они покупают в пассиве уставный капитал, в активе — корсчет. И вот банк «Акрополь» как раз ближе к такой структуре баланса — понятный и прозрачный, в то время как предыдущий собственник, насколько я понимаю, покупал не до конца расчищенный банк, вероятно, покупал с небольшим дисконтом. Соответственно, сейчас, вероятно, он сможет реализовать его «Яндексу» с небольшой наценкой. Но в любом случае это не будет капитал, умноженный на какую-то цифру, это скорее капитал плюс сколько-то, плюс несколько процентов или десятков процентов. Для чего «Яндексу» в принципе нужен банк? Они говорят это общими словами, формулируют так, что требуется синергия, требуется диверсификация бизнеса, то есть они хотят выходить в смежные сегменты, пользуясь своими приконкурентными преимуществами и накопленной экспертизой. Например, я могу только предположить, что они располагают уже информацией о таком большом количестве пользователей: и о потребительских предпочтениях, и о примерной сумме доходов, и о проживании, и о перемещениях, и путешествиях своих потенциальных клиентов, что в принципе могут оценить их платежеспособность и ряд других характеристик, в том числе даже для, например, выдачи потребительских кредитов. В то время как формально человек может не соответствовать требованиям крупнейших банков в части розничного кредитования. А вот «Яндекс», вероятно, хочет монетизировать такие знания о клиентах. Это только одно из предположений. Далеко не только розничное направление может интересовать «Яндекс» потенциально».
По сведениям The Bell, пока «Яндекс» не планирует открывать банковские отделения или выдавать кредиты. «Компания обожглась на сделке с Тиньковым и приняла принципиальное решение делать финтех самостоятельно. Для этого ей и нужна практически пустая лицензия», — отметил собеседник издания.