Мособлсуд узаконил уничтожение конституции по делу Пономарева
Лента новостей
Это было сделано администрацией подмосковного изолятора, в котором содержался бизнесмен, известный своими тяжбами с IKEA. В список запрещенных предметов помимо конституции попали также судебные документы и разные виды кодексов РФ
Мособлсуд отменил решение Коломенского городского суда, ранее признавшего незаконным изъятие и уничтожение сотрудниками подмосковного СИЗО целого ряда хозяйственных и судебных документов по гражданским, административным и уголовным делам бизнесмена Константина Пономарева, известного своими тяжбами с компанией IKEA. Среди предметов, которые у него конфисковали, была конституция и различные кодексы РФ, рассказали Business FM его адвокаты Владимир Постанюк и Анна Ставицкая.
«Таким образом, вышестоящий суд принял решение, которым фактически узаконил изъятие у гражданина официальных документов, необходимых ему для отстаивания его прав в судах», — заявила Ставицкая. По ее мнению, это «является нарушением права на защиту и может стать опасным прецедентом», который будет применяться и к другим заключенным. Адвокаты заявили, что обжалуют принятое решение в кассации, а также обратятся в Европейский суд по правам человека.
Как следует из материалов судебного спора, в ходе обыска в камере 27 мая 2019 года работники СИЗО № 6, расположенного в Коломне, изъяли у Пономарева целый перечень документов, в том числе касающихся сделок с компанией IKEA (по досудебному соглашению с ней бизнесмен получил 25 млрд рублей), переписку арестованного с налоговыми органами, ФСБ, уполномоченным по правам предпринимателей в РФ Борисом Титовым. Кроме того, у Пономарева забрали даже Конституцию РФ, а также Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Уголовный, Налоговый, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы и нормативно-правовые акты, регламентирующие содержание заключенных под стражей.
В справке СИЗО, которая имеется в распоряжении Business FM, поясняется, что все изъятые документы были уничтожены «как запрещенные» и не относящиеся к уголовному делу Пономарева по статье 306 УК РФ («заведомо ложный донос»). Оно в то время рассматривалось в Люберецком городском суде. При этом Пономареву разъяснили, что если у него повторно найдут хозяйственные или судебные документы, не связанные с его уголовным делом по статье 306 УК РФ, то он будет «водворен в карцер». В ответе СИЗО на адвокатский запрос защиты указано, что в отношении адвокатов в этом случае будет направлено представление в Минюст РФ для привлечения их к дисциплинарной ответственности.
В июле 2019 года Пономарев был приговорен Люберецким городским судом к восьми годам колонии за организацию заведомо ложного доноса (ч. 3 ст. 33, ч. 3 ст. 306 УК РФ). Сам Пономарев вину категорически отрицал. После вынесения ему приговора он обратился в Коломенский городской суд Московской области, который в октябре 2020 года признал незаконным изъятие и уничтожение у него документов в СИЗО по этому делу. Однако администрация учреждения обжаловала принятое решение в Мособлсуде, который в итоге его отменил и признал действия сотрудников СИЗО правомерными.
«Единственный довод, который в апелляции приводила администрации СИЗО, это истечение полугодичного срока давности на обжалование действий работников изолятора», — сказал Владимир Постанюк. Он пояснил, что Пономарев, опасаясь угроз поместить его в карцер, обратился в Коломенский городской суд уже после того, как его перевели в другой изолятор.
Защитник добавил, что за свою 30-летнюю практику впервые столкнулся с подобной ситуацией. Он отметил, что, помимо данного уголовного дела, у его клиента было большое количество гражданских судов, отрицательный исход которых для Пономарева был вызван изъятием у него и уничтожением в СИЗО всех доказательств по этим делам. Как правило, к запрещенным предметам относят наркотические вещества, различные виды продуктов и так далее. У заключенных могут изъять украшения и денежные средства, однако последние не уничтожают, а помещают на хранение. «Зачем было уничтожать нашу родную конституцию-то?» — задал риторический вопрос Постанюк.
Солнечногорский городской суд 9 декабря 2020 года приговорил Пономарева по второму делу к десяти годам и двум месяцам лишения свободы за покушение на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ) в связи с подачей иска о возврате его дизельных генераторов и взыскании арендной платы за их использование в Крыму с 2014-го по 2020 год. Также суд признал его виновным в уклонении от уплаты налогов физлицом и с организаций (ст. 198 и 199 УК РФ) за неуплату налога на прибыль и НДС за 2007-2008 годы, а также НДФЛ за 2010 год. При этом защита настаивала, что срок давности по налоговым статьям уже истек. По приговору принадлежавшие Пономареву дизельные генераторы в количестве 71 штуки, которые обеспечивали около 20% энергомощности Крымского полуострова, были конфискованы как орудие преступления.
Бизнесмен также известен тем, что первым в России сдал налоговую декларацию в июле 2015 года, легализовав в России более 1 млрд долларов. Он рассчитывал на то, что уголовная ответственность и взыскание налогов согласно части 3 статьи 76.1 УК РФ и пункту 2.1 статьи 45 Налогового кодекса РФ невозможны. Однако, несмотря на амнистию капиталов, Солнечногорский суд признал Пономарева виновным в неуплате налогов именно по тем сделкам, которые были указаны в его спецдекларации. По всем налогам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ) с учетом пеней суд взыскал с него около 20 млрд рублей.
Ранее Business FM сообщала, что предприниматель выразил готовность выплатить государству 5,8 млрд рублей НДФЛ, однако не может этого сделать из-за ареста имущества, который не был снят даже после вступления его второго приговора в силу. Краснинский районный суд Смоленской области 12 марта повторно рассмотрит ходатайство о предоставлении бизнесмену отсрочки.