Просвещение с разрешения. Госдума приняла во втором чтении законопроект о просветительской деятельности
Лента новостей
Против выступила группа деятелей науки и культуры, они опасаются ограничений и лицензирования. Авторы документа говорят о поддержке просвещения
Проект закона «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании» умещается на пяти листах А4, а его положения можно сформулировать в нескольких предложениях. Для начала о норме, которая вызвала больше всего негодования — о регулировании просвещения. Документ дает определение просветительской деятельности и наделяет правительство правом установления «порядка, условий и формы» осуществления таковой.
Как говорится в пояснительной записке, отсутствие регулирования создает предпосылки для «бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на подрыв конституционного строя» страны. О целях законодателей рассказывает один из авторов документа сенатор Андрей Климов («Единая Россия»):
Андрей Климов сенатор «Речь идет о том, чтобы дать определение, что такое просветительская деятельность, это само по себе ничего не закрывает и не открывает. Могут все кто хотят заниматься просветительской деятельностью, там вообще такой круг, начиная от собственно правительственных ведомств и самого правительства и заканчивая физическими людьми. Дальше там написано, что при необходимости — именно при необходимости — регулирование каких-то аспектов этого, в том числе поддержки этой деятельности, должно вести правительство РФ, то есть определенный в законе орган, который ведает всей этой проблематикой, если таковая понадобится. Никаких других слов там на эту тему не написано. Я не знаю, чего там заволновалась общественность. У нас цензура, кстати сказать, запрещена Конституцией РФ».
Проиллюстрировать проблему, которую видят в законопроекте его противники — в том числе более 1000 подписантов открытого письма деятелей культуры и более 200 тысяч подписавших аналогичную петицию на сhange.org — я могу на собственном примере. Мой личный YouTube-канал подходит под указанное в документе определение просветительской деятельности: «распространение знаний, опыта [и так далее] в целях интеллектуального [и прочего] развития человека».
В случае принятия законопроекта право регулировать такую деятельность получит правительство. И если потом мне или кому-то из сотен и тысяч научпоп-порталов и культурных проектов что-то не понравится, разговор будет короткий: все, закон такой. Продолжает первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ):
Олег Смолин первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке «Вместо того, чтобы поддерживать просветительскую деятельность, мы ее всячески пытаемся ограничивать, понимая под просветительской деятельностью деятельность главным образом враждебную. Написано, что порядок регулирования просветительской деятельности будет определяться правительством. Мы получим подзаконный акт, в котором пока непонятно, что будет. Просто люди чувствуют, что на них могут наложить ограничения. Вспомнил вчера, выступая в Госдуме, Сергея Витте, который говорил: «Штаны купить может каждый, но надеть их можно только с разрешения министра внутренних дел». Вот нечто подобное, вполне возможно, будет следствием данного закона».
Подтвердить подлинность цитаты Витте не удалось, но аналогия в любом случае яркая. Другая спорная поправка касается международного сотрудничества вузов. Согласно документу, образовательные организации должны будут согласовывать с властями любые контракты с иностранными организациями и гражданами, за исключением договоров об обучении в России.
Противники законопроекта опасаются, что бюрократизация процесса приведет к тому, что страна потеряет позиции на мировом рынке образования и науки. Комментирует замдекана факультета права ВШЭ Семен Янкевич.
Семен Янкевич замдекана факультета права ВШЭ «Первоначально речь шла об абсолютно всех договорах, заключаемых российскими образовательными организациями с зарубежными контрагентами. Каким образом будет выстроена эта работа — это текущая задача правительства, подготовить такой проект постановления, который сможет помочь университетам и школам продолжить сотрудничество и далее интегрироваться в международное сообщество, а с другой стороны, снизить те риски, о которых говорили авторы законопроекта, депутаты и сенаторы. То есть мы как бы с одной стороны принимая этот закон, определяем, что такое просветительская деятельность, но начинаем сразу с некоторых ограничений, а не с поддержки. Такой закон нужен, но он нужен с целью поддержки, а не с целью ограничения».
Против принятия законопроекта высказались в Российской академии наук, причем президиум РАН проголосовал за это единогласно. Как рассказал газете «Коммерсантъ» вице-президент Академии Александр Хохлов, письмо академиков председателю Госдумы Вячеславу Володину осталось без ответа. Третье чтение законопроекта о просветительской деятельности намечено на 16 марта.