Штрафы в десятки миллионов рублей за электросчетчики: истории предпринимателей, которых наказали сетевики
Лента новостей
Энергетики выписывают штрафы за неучтенное потребление электроэнергии и объясняют это тем, что был поврежден счетчик. Сами бизнесмены утверждают, что не прикасались к приборам учета электричества. При этом проблема федеральная — все истории из разных регионов
Почти 47 млн рублей — штраф, который недавно выписали компании «Липецк-Лада», рассказал Business FM ее генеральный директор Артем Сиденко. Его компания — «дочка» «АвтоВАЗа» — занимается продажей и обслуживанием автомобилей в Липецкой области. История, как и другие, началась буднично. В декабре прошлого года на предприятие пришли сотрудники Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК), чтобы проверить электросчетчик, рассказывает Артем Сиденко.
Артем Сиденко генеральный директор компании «Липецк-Лада» «Сотрудники МРСК под предлогом того, что нужно проверить показания счетчика, пришли осмотреть наш прибор учета. Они сорвали защитный экран из стекла, который стоял поверх счетчика, он до этого был опломбирован сотрудниками МРСК, добрались до счетчика и сказали, что им кажется, что, возможно, заводские оловянные пломбы имеют повреждения».
А потом прислали акт. Интересная деталь: в документе должна быть подпись собственника. Там, по словам Артема Сиденко, было указано, что он подписывать отказался. Хотя собеседник утверждает, что акт составлялся без участия компании. Но больше всего, конечно, поразила сумма штрафа, продолжает Артем Сиденко.
«И в этом уведомлении было требование, что мы должны 46 млн 846 тысяч рублей с копейками. То есть они нам прислали 6 млн киловатт-часов безучетно потребленной энергии. 6 млн киловатт-часов мы бы потребили за 50 лет».
Business FM уже рассказывала об этой проблеме бизнеса, которая шире липецкой истории. Подобные рассказы редакция услышала от делового сообщества из нескольких регионов. Сетевики, зачастую без уведомления, приходят на предприятия и по каким-то своим причинам делают вывод, что компания сорвала пломбу с электросчетчика или с помощью магнита его испортила, чтобы воровать энергию. А затем выписываются штрафы в десятки миллионов рублей.
Вот случай финдиректора нижегородской компании «Эйдос» Андрея Соляника (предприятие работает в сфере дорожного строительства). Все то же самое: несколько лет назад пришли сотрудники МРСК, сообщили, что сорвана пломба, потом подали в суд на поставщика электроэнергии, а уже он взыскал с компании штраф в 20 млн рублей.
Андрей Соляник финансовый директор нижегородской компании «Эйдос» «Мы в этой схеме в самом низу пищевой цепочки. В ходе споров никакие аргументы не слушались. Выставляют за эту потребленную (как они считают) электроэнергию в течение трех месяцев с даты проверки 20 млн рублей. Мы не могли физически потребить такое количество энергии. Там удаленный объект, производственная база, пришли без представителей организации, без уведомления, составили односторонний акт и задним числом ходили, все это делали».
Помимо 20 млн еще выставили 10 млн пени, и компания в итоге все заплатила. Об этих, по сути, поборах говорят много лет. Да, действительно, бывают случаи, когда компании намеренно скручивают счетчики. Хотя дело это довольно бессмысленное — все равно рано или поздно придут инспекторы и накажут. Разве что к этому времени сама компания перестанет существовать. Но все опрошенные радиостанцией бизнесмены говорят, что в течение многих лет добросовестно платили за электричество. Нередко сами счетчики находятся в других местах, куда у предприятий иногда и нет доступа, что не мешает выписывать огромные штрафы.
Вот еще один регион, где были подобные примеры, — Красноярский край. Бизнесменов штрафуют, они идут в суд, но ничего поделать не могут, говорит главный редактор KrasNews.com Дмитрий Полушин.
Дмитрий Полушин главный редактор KrasNews.com «Вешают всевозможные долги, которые и имели место, и не имели место, за себя и за других. Поэтому складываются суммы в миллионы и десятки миллионов рублей. Это касается и предприятий, и офисов. Множество таких дел, не обо всех СМИ пишут и сообщают. Как правило, все эти истории безнадежны, потому что у МРСК отличные юристы, на их стороне закон, технический регламент. Обычные предприниматели, обычные люди оказываются безоружными».
После того как Business FM в эфире рассказала несколько историй, в редакцию написал еще один бизнесмен — на этот раз из Иркутской области. Ему даже сами инспекторы объяснили, что счетчик повредился из-за сильных морозов за минус 40. Но это не помешало выписать 3 млн рублей.
И все-таки бывают у бизнеса и удачи. Из картотеки арбитражных дел можно узнать историю московской компании. Ее тоже оштрафовали больше чем на 15 млн за то, что на счетчике не было пломбы. Но компания обратила внимание: энергетики не смогли доказать, что эта пломба на счетчике в принципе когда-то была. Дошли до Верховного суда, тот вернул дело в арбитраж. И уже там компания, по крайней мере на этом этапе, победила. Впрочем, вероятно, будет новый суд. И это, пожалуй, единственный пример из тех, что нашла редакция, когда бизнес выигрывает у сетевиков — но только с упорством дойдя до высшей инстанции.