Главред «Псковской губернии» Денис Камалягин требует признать незаконным присвоенный ему статус СМИ-иноагента
Лента новостей
Камалягин утверждает, что так и не получил окончательного разъяснения относительно того, почему он был включен в реестр иноагентов
Главный редактор издания «Псковская губерния» Денис Камалягин обратился в суд, требуя признать незаконным присвоенный ему статус СМИ-иноагента. Камалягин — одно из пяти физлиц, которых Минюст в конце прошлого года внес в свой реестр.
Ранее в списке оказывались только организации. Министерство юстиции начало вносить физлиц в список иноагентов еще 28 декабря. Камалягин недоумевает, за что его внесли в реестр:
Денис Камалягин главный редактор издания «Псковская губерния» «Окончательного разъяснения, почему я был включен в реестр, я так и не получил. Я получил уведомление от Минюста, как и другие лица, признанные иностранными агентами, что включен в реестр. В начале января я отправил письмо в Минюст с просьбой разъяснить, по какой конкретно причине я включен. Но ответ я так и не получил. Просто ссылки на статьи, конкретно какой случай, получен ли мной гонорар за какую-то публикацию или какой-то тайный перевод какого-нибудь иностранного агента, который я не видел, например, на карточке. Ничего мне не известно до сих пор. Могу только предполагать, были у меня несколько колонок, которые публиковались на сайте издания «Север.Реалии» [признано иностранным агентом], наверное, из тех, из-за кого я мог этот ярлык получить, это «Север.Реалии» в первую очередь, потому что у других изданий вроде «Новой газеты» такого статуса нет. Допустим, даже если существует иностранное финансирование, его государство может формально так расценить, как угодно, хоть там рубль мне переведет издание «Север.Реалии» или другой иностранный агент. Второй критерий при внесении человека в список иностранных агентов — занятия политической деятельностью. Получается, что нас, журналистов, приравняли к политикам. Что я и буду оспаривать в суде, это в первую очередь разбираться, является ли журналистская деятельность политической деятельностью».
В реестре иноагентов, помимо Камалягина, правозащитник Лев Пономарев, петербургская художница и активистка Дарья Апахончич, корреспондент интернет-издания «7 х 7» Сергей Маркелов и Людмила Савицкая — журналистка «Радио Свобода», которое также признано иноагентом. Лев Пономарев также обжаловал присвоение ему статуса иноагента в Хорошевском суде Москвы. Информация об этом размещена на сайте суда. Дата заседания пока не назначена.
Человек, включенный в реестр иноагентов, обязан создать юрлицо для взаимодействия с Минюстом и маркировать свои материалы. За нарушение грозит административная ответственность. Закон, позволяющий включать в реестр СМИ — иностранных агентов физлиц, Госдума приняла в 2019 году. Еще через год депутаты приняли закон, по которому иноагентом можно признавать любого человека, который «осуществляет политическую деятельность в интересах иностранного государства» или ведет целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России.
Кейс с иском журналиста Камалягина к Минюсту комментирует профессор факультета права НИУ ВШЭ, секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов.
— Физическое лицо никак не может быть средством массовой информации хотя бы потому, что средство массовой информации — это форма периодического распространения массовой информации. Представить себе человека в форме я могу, а человека представить формой не могу. Но закон есть закон, и теперь появляются судебные иски, в которых обжалуется решение министерства юстиции. Я думаю, что за этими судебными делами нужно очень внимательно смотреть, потому что, полагаю, что они дойдут до Конституционного суда.
— Каковы перспективы этих дел у нас в стране?
— Я думаю, что первая инстанция откажет, суд второй инстанции откажет, кассационная инстанция откажет. И тогда, если эти заявители продолжат свою борьбу, а я очень надеюсь на то, что они ее продолжат, дело попадет в Конституционный суд. И вот там мы будем разбираться очень тщательно. И я надеюсь, что после вмешательства Конституционного суда этот безумный юридический механизм уйдет в историю.
Накануне стало известно, что Минюст составил протоколы на центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию.нет» и его директора Анну Ривину. Организации, которую под Новый год признали иноагентом, грозит штраф до полумиллиона рублей за нарушение закона об организациях — иностранных агентах. Доводы Минюста о присвоении статуса были такие: НКО частично финансировалась из-за рубежа (центр это не отрицает), кроме того, занималась политической деятельностью. Ривина участвовала в разработке законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия и агитировала в СМИ за принятие документа.