«Скажите своему начальнику, что четырехдневная рабочая неделя не за горами»
Лента новостей
Материал под таким заголовком опубликовало Bloomberg. По данным агентства, все больше компаний дают своим работникам три выходных — причем не от избыточной щедрости
Год назад немецкая IT-компания Awin, как и львиная доля коллективов по всему миру, частично перешла на удаленную работу, рассказывает Bloomberg. Когда на фоне пандемии диджитал пошел на взлет, сотрудники оказались перегружены — и в руководстве Awin приняли меры.
Во-первых, компания стала резко расширяться, а во-вторых, по пятницам рабочий день сократили до обеда — чтобы сотрудники успевали отдыхать. Результаты оказались неожиданными — бодрые и довольные работники оказались гораздо эффективнее усталых, так что показатели компании даже выросли. В итоге Awin не просто сохранила эту практику, а расширила — и теперь бизнес процветает, несмотря на четырехдневную рабочую неделю.
Немецкие айтишники не одни такие. По подсчетам американского портала ZipRecruiter, примерно в половине процента всех вакансий в США уже сегодня упоминается четырехдневная рабочая неделя — это каждая 160-я компания. Bloomberg советует рассказать о четырехдневной неделе своему боссу, а мы решили спросить об этом чужих начальников.
Вот что говорит председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин:
Дмитрий Амелин председатель совета директоров группы компаний «Обухов» «Комично трудоголика спрашивать про увеличение выходных в неделе. Я против. В выходной день мы решаем какие-то свои личные и прочие задачи, один день отдыхаем, и этого вполне достаточно. Когда появляется третий день, люди стараются куда-то уехать, приурочить это к чему-то. Как после отпуска: приходишь работать в первый день, и ничего не клеится, да и не хочется. Как трудоголик я считаю, что жить надо ради того, чтобы работать. Считаю, что это какая-то популистская тема, направленная на увеличение какого-то рейтинга в пользу каких-нибудь выборов или еще чего-нибудь, не более того».
Управляющий директор бренда Porsche компании «Автодом» Дмитрий Баранов говорит о том, что из-за обилия праздничных дней фактически это уже сделано:
Дмитрий Баранов управляющий директор бренда Porsche компании «Автодом» «Я, конечно, абсолютно за то, что любой работник проводит больше времени в путешествиях и с семьей, но то, что собираются сделать, — это по факту уже сделано. 52 недели в году, из них 100 суббот и воскресений. 16 минимум государственных праздников в году. 28 отпускных дней. 14 в среднем, по статистике, больничных и отгулов. Итого по факту мы уже работаем четыре дня из семи. Если в это дело добавить еще один выходной день — три из семи. С точки зрения быта и развития личностного это, наверное, очень хорошо, но с точки зрения бизнеса — вряд ли бизнес это выдержит».
Комментирует сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com Денис Кутергин:
Денис Кутергин сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com «Мне как руководителю IT-компании вообще без разницы, сколько человек в рабочих днях провел времени за работой. Главное тут результат. Более того, есть очень много исследований о том, что в среднем программист в течение дня эффективно пишет код не более 3,5 часа, несмотря на то что, например, в офисе он проводит восемь часов плюс обед, а все остальное время он занимается обдумыванием, ресерчем, общением, отдыхом. Потому что, конечно же, невозможно просто так вот сесть и восемь часов писать код и работать как машина в течение 40-часовой рабочей недели. Поэтому я думаю, что де-факто этот процесс уже идет».
Главным идеологическим противником сокращения рабочих часов можно назвать сооснователя Alibaba Group Джека Ма. Китайский миллиардер неоднократно называл жесткий режим «9-9-6» — с девяти утра до девяти вечера шесть дней в неделю — главным залогом долгосрочного успеха китайских компаний.
О том, куда движется российский бизнес, рассказывает заместитель гендиректора по работе с профессиональным сообществом кадрового холдинга АНКОР Татьяна Баскина.
Татьяна Баскина заместитель гендиректора по работе с профессиональным сообществом кадрового холдинга АНКОР «Пока что тренд к гибридным формам работы, нежели к сокращению формальной продолжительности рабочей недели, то есть речь идет о том, что многие вещи можно делать в более удобные часы, по другому графику, из той точки, которая удобна и человеку, и устраивает компанию, но это другое развитие этой всей истории. Потому что если вспомнить, о чем мы говорили год назад, там просто шла речь о том, что идет роботизация и, скорее всего, надо переходить на четырехдневку. Сейчас можно сформулировать так, что наметился другой формат решения этих же самых задач без радикального такого и формального отрезания одного рабочего дня, непонятно за чей счет».
Как бы там ни было, пятидневная рабочая неделя — это не какая-то древняя традиция. Решение о переходе к такому графику было принято ЦК КПСС лишь 54 года назад. В дореволюционной России рабочее время вообще законом не ограничивалось.
В начале февраля четырехдневная рабочая неделя обсуждалась в России на высшем уровне. Как заявил тогда зампредседателя Совета безопасности Дмитрий Медведев, пандемия идею «не убила, а оживила», и правительство к ней наверняка вернется. Дальнейшего развития обсуждение пока не получило.