McDonaldʼs уличили в слежке за сотрудниками
Лента новостей
Расследование о «разведывательном подразделении» корпорации, которое борется с активистами движения за повышение минимальной зарплаты, публикует Vice. Сама компания утверждения журнала отвергает, но частично
Компания McDonaldʼs создала специальное секретное разведывательное подразделение, которое собирает «стратегические» данные о своих сотрудниках, выступающих за повышение зарплаты, говорится в расследовании, опубликованном американским журналом Vice. Таких работников корпорация считает угрозой своей безопасности и поэтому шпионит за ними.
«Это полный абсурд. Компания должна сотрудничать со своими работниками, а не создавать разведывательную программу, направленную на сбор данных о них», — цитирует издание слова одного из своих собеседников. Источник представлен как человек, который ранее работал в корпоративных структурах McDonaldʼs, но разочаровался в компании.
Журнал подробно описывает суть конфликта. Пожалуй, самый известный бренд быстрого питания схлестнулся с, пожалуй, самым известным на сегодня в США движением за трудовые права — Fight for $15, или «Борись за 15 долларов в час». Сторонники организации, львиная доля которых работает в общепите, требуют от Белого дома и отдельных штатов повышения минимальной зарплаты с 7,25 доллара до 15 долларов в час, а также защиты права работников на формирование профсоюзов. Параллельно они устраивают акции: от пикетов и плакатов на парковках у McDonaldʼs до полноценных забастовок сотрудников ресторанов.
По данным Vice, корпорации это совсем не нравится, и она внимательно следит за организаторами и участниками демонстраций, в том числе с применением технических средств. Как утверждает издание со ссылкой на некие документы, секретные подразделения эдакой «МакРазведки», расквартированные в Чикаго и Лондоне, собирают «стратегические разведданные» о «сложных политических условиях на сложных рынках, которые могут вызвать серьезные сбои в бизнесе и повлиять на возврат инвестиций». Если это так, насколько это вообще законно? Комментирует основатель и СЕО консалтинговой группы vvCubе Вадим Ткаченко:
Вадим Ткаченко основатель и СЕО консалтинговой группы vvCubе «У каждой организации может быть свое управление, которое занимается безопасностью и внешней, и внутренней. Потому что разные бывают ситуации, в том числе по утечке персональных данных, по авторским правам, по каким-то другим историям, которые связаны с коммерческой тайной организации. Поэтому в этом плане ничего страшного нет. Вот другой вопрос, что касается истории, связанной с повышением заработной платы и поиском каких-то конспирологических историй [в деятельности] работников, то это не совсем законно. Почему? Потому что у нас любые сотрудники в любой стране могут создавать профсоюзные ячейки и организации, которые связаны с защитой работников и трудовых прав».
Компания поспешила дать опровержение. «Материал полон ложной информации, из отдельных клочков информации создан сенсационалистский сюжет, который и неточен, и вводит в заблуждение», — заявил Vice Джесси Левин. В McDonaldʼs признают существование команды, которая занимается «идентификацией угроз безопасности для работников, франчайзи и клиентов», например в результате акций протеста, но компания считает недопустимыми «какие-либо карательные меры». Как выразился представитель компании, факт мониторинга новостей и сбора значимой для бизнеса публичной информации «вряд ли можно назвать примечательным». Насколько распространена такая практика? Комментирует директор Института профессионального кадровика Валентина Митрофанова:
Валентина Митрофанова директор Института профессионального кадровика «Организовывать какие-то специальные системы, отдельные подразделения, при этом использовать различные технические средства контроля могут позволить себе только крупные корпорации. Поэтому крупные корпорации, оберегающие свою безопасность (а недовольство людей — это в первую очередь, естественно, покушение на безопасность бизнеса в том числе), конечно, такой практикой занимаются. Другой вопрос, что никто не говорит об этом в открытую по понятным причинам, но тем не менее занимаются очень многие. В Россию эта практика пришла из международной. В российских компаниях какие-то элементы контроля того, с кем общается сотрудник, какую информацию передает, тоже существуют».
Борьба американских работников общепита и обслуживания за повышение минимальной зарплаты до 15 долларов в час (в рублях это до 160 тысяч в месяц) уже дала свои плоды. На ноябрьских выборах жители Флориды поддержали инициативу на уровне штата, а президент Джо Байден и Демократическая партия надеются в ближайшее время утвердить норму на федеральном уровне.
Правда, последствия могут быть не совсем такими, как ожидают участники движения Fight for $15. Как писал в 2016 году экс-глава McDonaldʼs Эр Ренси в колонке для Forbes, именно такие инициативы подталкивают компании к вложениям в автоматизацию процессов — например, с помощью экранов самообслуживания.