Исследование показало, что 58% предприятий МСБ в 2020 году сработали в плюс. Что говорит бизнес?
Лента новостей
Некоторые компании действительно получили прибыль. Кому локдаун сыграл на руку и какие сферы наиболее пострадали от пандемии?
Исследование «Опоры России» и агентства Magram Market Research показало, что большинство компаний малого и среднего бизнеса в 2020 году сработали в плюс, пишет газета «Известия». Прибыль по итогам года зафиксировали 58% компаний, еще 18% сработали в ноль, убыток получили менее четверти. В опросе участвовали 1,7 тысячи руководителей предприятий из разных сфер.
Ранее Торгово-промышленная плата прогнозировала, что больше половины предпринимателей закончат 2020 год с убытками. Business FM опросила представителей различных секторов малого и среднего бизнеса об итогах работы за прошлый год. Вот что говорит генеральный директор группы компаний «Русит» (текстильная промышленность) Дмитрий Филиппов:
— Три месяца в минус, все остальное в плюс. Общий итог — плюс. По сравнению с 2019 годом рост примерно на 8%.
— Даже рост. За счет чего?
— Во-первых, поднялась продажная цена, «отвалилось» очень много Китая, поэтому мы начали производить достаточно много. Сильно изменилась структура потребления. Часть клиентов ушли, но те, кто остались, резко увеличили объемы. К тому же мы два года разрабатывали новые материалы, и в этом году они «стрельнули», по ним пошли заказы. Очень рентабельные, хорошие материалы, которые мы на сегодняшний день противопоставляем европейским аналогам.
Генеральный директор «Гауди Тур» Евгений Потапов отмечает, что его компания не вышла в плюс.
Евгений Потапов генеральный директор «Гауди Тур» «Конечно, не в плюс и даже не в ноль. Однозначно это минус, потому что с марта по август были нулевые продажи и зарабатывать было абсолютно не на чем. В конце лета — начале осени еще более или менее что-то оживилось, но все равно не те объемы, которые были даже в кризисные годы. Оптимизировались, как могли, все издержки поубирали. Я думаю, если какие-то минимальные продажи будут, то уже все будет хорошо».
Председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин полагает: некоторый бизнес получил прибыль за счет того, что россияне начали тратить деньги внутри страны.
Дмитрий Амелин председатель совета директоров группы компаний «Обухов» «Мы вышли в плюс. Изначально, когда все началось, мы на это уже не рассчитывали, пытались думать о каком-то более пессимистичном сценарии. Но тем не менее получился плюс и достаточно неплохой. Что касается кредита, нам его не дали. Более того, как известно, нашу отрасль вообще не признавали пострадавшей. Почему получился плюс и не только у нас? Потому что люди начали тратить деньги внутри страны».
Что получили компании по итогам года — прибыль или убыток, зависит от сферы деятельности. Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин назвал тех, кому локдаун сыграл на руку, и тех, чей бизнес пандемия подкосила. Эксперт также отметил, что данное исследование нельзя считать всеобъемлющим.
— В моем понимании результат опроса может описываться так называемой ошибкой выжившего. В каком плане? Опросить смогли только тех, кто не закрылся. Поэтому даже косвенно мы не можем предположить количество тех респондентов, у которых, например, случились проблемы, не совместимые с дальнейшей деятельностью, поэтому они не прошли опрос и, очевидно, не ответили, получили они прибыль или нет. А это могло бы быть важной информацией.
— Какие секторы все-таки могли действительно получить прибыль и какие очень сильно просели в экономическом плане?
— Сегменты в промышленности могли получить прибыль за счет того, что в ряде случаев конкуренция по импортам резко сократилась, потому что часть импортов не попадали на территорию страны. Это может быть обработка каких-то некрупных изделий, какие-то мелкие бытовые, промышленные изделия, там вполне может быть прибыль. Можете не сомневаться ни на мгновенье, что у риелторов оказались очень неплохие результаты, возможно, одни из лучших в секторах. В сфере финансов тоже могли быть прибыли. Это хорошо видно в том числе по спросу на разные кредиты, который со стороны населения довольно быстро восстановился. Дальше сельское хозяйство. Несмотря на то, что, как мы сейчас понимаем, кажется, урожай был не такой хороший, как может выглядеть из официальной статистики, можно понять, что урожай тоже в лучшем случае был неравномерен по отношению к обычному положению дел, неравномерно хорош. Дальше начинаются разной степени сложности. Хуже всего, как я полагаю, было в рознице и в платных услугах населению, уличной торговле. Это большое количество разных некрупных сегментов розничной торговли, различных услуг. Здесь, я думаю, жертвы наиболее высоки. Возможно, где-то в логистике также есть большие жертвы, в ряде других секторов тоже вполне могут быть.
По итогам 2020 года в России закрылось более 1,5 млн компаний: юрлиц, ИП и фермерских хозяйств, что составляет пятую часть действующих бизнесов. Это стало рекордом с 2014 года.
В Торгово-промышленной палате считают: если не случится новой волны распространения коронавируса и очередных ограничительных мер, то по итогам текущего года можно ожидать, что в прибыль выйдут 75% предприятий.