16+
Суббота, 21 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
20 февраля 2021, 17:33 Право

Экс-главу Серпуховского района Александра Шестуна отправят по этапу

Лента новостей

Рассмотрение в апелляции жалобы на приговор заняло три дня. Осужденный назвал полученный 15-летний срок беспрецедентным. «Эта неоправданная жестокость возмущает даже моих врагов!» — говорил он. Но Мособлсуд счел наказание законным и обоснованным

Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Московский областной суд признал законным приговор, вынесенный 56-летнему экс-главе Серпуховского района Александру Шестуну за коррупцию. Его осудили на 15 лет колонии строгого режима со штрафом в 49 млн рублей. Доводы защиты о том, что разбирательство в Подольском городском суде было необъективным, приняты не были. Таким образом, приговор вступил в силу, и в ближайшее время осужденного этапируют в колонию.

Рассмотрение апелляционной жалобы защиты стартовало 18 февраля и растянулось на три дня. Поддержать Шестуна в суд приехали представители Московской Хельсинкской группы, включая правозащитника Льва Пономарева (Минюст РФ включил его в список иностранных агентов), а также гражданский активист Константин Котов.

Адвокаты экс-политика Мила Сметанина и Олег Белов просили отменить приговор Подольского городского суда, а фигуранта оправдать. Так, защитники утверждали, что дело под председательством судьи Татьяны Юферовой было рассмотрено неполно и необъективно, а суд нарушил право на защиту и принцип состязательности сторон.

«Политическое» дело

Александра Шестуна арестовали в июне 2018 года, после того как весной того же года он записал видеообращение к Владимиру Путину. В нем глава Серпуховского района рассказал о давлении на него высокопоставленных сотрудников ФСБ и чиновников, вынуждавших его уйти в отставку по собственному желанию и не баллотироваться на следующих выборах главы. Шестун утверждает, что записал разговор с ними. Файл он выложил в открытый доступ. По его словам, один из голосов принадлежит начальнику управления «К» генералу ФСБ Ивану Ткачеву, который пригрозил Шестуну, что его «переедут катком», как экс-генерала МВД Дениса Сугробова. Последнего осудили на 22 года колонии за организацию преступного сообщества, которое занималось фабрикацией уголовных дел (позже Верховный суд сократил ему срок до 12 лет).

В апелляции Шестун продолжал настаивать на заказном характере дела. В пятницу, 19 февраля, настала его очередь выступать в прениях, подсудимый говорил несколько часов, подчеркивая, что дело является политически мотивированным. «Они потребовали заявление об увольнении, иначе грозились возбудить уголовное дело, а детей выкинуть на улицу. Я записал это на диктофон. Я избран населением, они не имеют права мне такое говорить. Начались наезды», — заявил Шестун.

Он назвал беспрецедентным вынесенный ему приговор. «Все говорят сейчас: где это видано, 20 лет за экономику? (именно такой срок просил для Шестуна прокурор. — Business FM) Это беспрецедентное наказание, в том числе для моего возраста. Эта неоправданная жестокость возмущает даже моих врагов!» — говорил экс-политик.

Подольский городской суд вынес Шестуну приговор 21 декабря 2020 года, но его оглашение растянулось на несколько дней и завершилось 25 декабря. Суд признал экс-главу района виновным в мошенничестве, легализации имущества, полученного преступным путем, в получении взяток, а также в незаконной предпринимательской деятельности (ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 174.1, ч. 6 ст. 290 и ст. 289 УК РФ). Впрочем, дело по последнему пункту суд прекратил за истечением срока давности.

Махинации с землей и взятки

Суд согласился с версией следствия о том, что с 2003 по 2018 годы, через доверенных лиц Шестун создал и руководил деятельностью 43 коммерческих организаций. Получаемые от этого доходы он использовал для приобретения по заниженным ценам муниципальных земельных участков. Так, вместе с предпринимателями Борисом Криводубским и Сергеем Самсоновым (они скрылись от следствия и были объявлены в розыск) Шестун через ООО «Центр» незаконно приобрел право собственности на четыре земельных участка, расположенных в деревне Борисово Серпуховского района Московской области площадью 10 гектаров, причинив государству ущерб на сумму 64 млн рублей. Тогда администрация Серпуховского района незаконно выделила земли предпринимателям под строительство торгового комплекса. Впоследствии участок был продан другой фирме, которая построила на нем гипермаркет «Лента».

При вынесении приговора суд удовлетворил иск ООО «Центр», обязав подсудимого выплатить 64 млн рублей. Сам Шестун утверждал, что не имел отношения к выделению земли, так как все документы подписал замещавший его Сергей Соколов, а он в этот момент находился в отпуске. Кроме того, Следственный комитет в 2013–2014 годах провел более десяти доследственных проверок по этому эпизоду, отказывая в возбуждении дела.

Еще один эпизод Шестуна касался получения в 2012–2018 годах взяток на сумму 9,9 млн рублей от руководителя автономной некоммерческой организации по развитию физкультуры и спорта «Надежда» Татьяны Гришиной за общее покровительство. Шестун отрицал это, ссылаясь на то, что Гришина вынуждена была его оговорить в обмен на условный срок в два года лишения свободы, который ей назначил Тушинский суд Москвы в ноябре 2019 года за мошенничество.

«Конечно, ее посадили в тюрьму, а потом дали ей по 159-й статье («мошенничество») условный срок. Людям, которые не давали показаний против Шестуна, по пять-десять лет дают по этой статье, а ей — условный срок, — возмутился осужденный. — Свидетели говорили, что Гришина живет не по средствам, у нее дорогой дом, автомобили. Она ни дня не работала в бизнесе и не может обосновать, откуда у нее все взялось».

Ограничения прав защиты

Настаивая на отмене Шестуну приговора, адвокаты утверждали, что были ограничены в представлении доказательств. Они говорят, что ходатайствовали о допросе 117 свидетелей, но суд отказал в допросе 75 из них, оставив для допроса остальных четыре дня. При этом сторона обвинения допрашивала своих свидетелей более четырех месяцев. «Обвинение не было ограничено в представлении доказательств, они могли представить любых свидетелей, отложить заседание из-за их неявки. У нас было на все четыре дня и 42 свидетеля, — заявила Business FM Мила Сметанина. — Кроме того, суд отказал в исследовании многих документов, перечень которых был очень большой».

По мнению защиты, суд исследовал письменные доказательства фрагментарно, проигнорировал часть показаний свидетелей.

Говоря о нарушении права на защиту, Мила Сметанина напомнила, что Шестун под конец процесса был удален из зала из-за объявления голодовки (по официальной версии — из-за неуважения к суду). Также защита утверждала, что на ряд свидетелей оказывали давление, «избивали и угрожали отправить за решетку».

Помимо этого защитники апеллировали к тому, что судья нарушила тайну совещательной комнаты при вынесении приговора. Об этом, по их мнению, свидетельствует протокол осмотра сайта Подольского суда. «Из него следует, что судья в момент написания приговора проводила другие заседания», — заявила Мила Сметанина. Стоит отметить, что в самом суде не согласились с этим, прислав справки, что процессы не проводились, а были отложены секретарем.

Сам Александр Шестун в апелляции также заявил, что был лишен права на подготовку к последнему слову. Он назвал себя человеком, которого по четыре раза в неделю возили в суд «от рассвета до заката». «Я не мог нормально ни спать, ни есть, я падал в камере. Водитель конвоя сказал мне: «Мы еще меньше спим, потому что возим тебя», — сказал фигурант, добавив, что накануне последнего слова автозак с ним попал в ДТП. В последнем слове он пожаловался на то, что суд его постоянно перебивал, и потребовал, чтобы прокурора «вывели из зала», заявив, что она «врет».

В свою очередь прокурор Елена Сухова сочла приговор правомерным. Она отметила, что показания свидетелей полностью согласуются с выводами суда, назвала доводы адвокатов голословными и заявила, что нарушений при рассмотрении дела не было. Гособвинитель просила оставить приговор без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения. В итоге, взвесив доводы сторон, апелляционная коллегия Мособлсуда оставила приговор в силе. Адвокаты Шестуна заявили Business FM, что намерены добиваться отмены приговора в кассации, а при необходимости обратиться в Европейский суд по правам человека. «Нас устроит только оправдательный приговор», — заявил Business FM Олег Белов.

В 2019-м и 2020 году подмосковные суды по иску Генпрокуратуры обратили в доход государства имущество и активы Шестуна и доверенных ему лиц вначале на сумму в 2,5 млрд рублей, а затем еще более чем на 1 млрд рублей. Генпрокуратура заявляла, что речь идет о кадастровой стоимости имущества, тогда как рыночная — в десятки раз больше.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию