Гостиничный рынок: новости, которые мало что меняют
Лента новостей
Гостиничный сегмент активно обсуждает две новости последней недели. Одна очевидно со знаком минус, но, оказывается, далеко не для всех. Другая вроде бы со знаком плюс, но на поверку — вообще мало для кого
Первой пришла очевидно невеселая новость. Госдума отклонила в первом чтении законопроект о снижении НДС для классифицированных гостиниц с 20% до 7%. В конце прошлого года с таким предложением выступило Законодательное собрание Нижегородской области.
Авторы инициативы отмечали, что в Бельгии для гостиниц действует ставка НДС в 6% при базовой для страны ставке 21%, в Греции — 6,5% (базовая ставка 23%), в Германии — 7% (базовая ставка 19%), во Франции — 10% (базовая ставка 20%), в Венгрии — 18% (базовая ставка 27%). «Пониженная ставка НДС приносит ощутимый экономический эффект указанным странам. В России высокие затраты на налоги и дополнительные платежи заставляют отельеров поднимать стоимость на услуги размещения», — подчеркивали разработчики документа.
Однако правительство, комитет Госдумы по бюджету и налогам, Счетная палата — все оказались против, поскольку в 2021 году из-за недополученного НДС бюджетные потери составят 7,9 млрд рублей, и пока непонятно, из каких источников покрывать выпадающие доходы. Большинство специалистов, слова которых приводит портал Tourdom.ru, назвали данное решение недальновидным и подчеркнули, что при текущих ставках НДС отечественный турбизнес обречен проигрывать конкуренцию на международном рынке. Да и на внутреннем, по сути, тоже: большинству гостиниц не выстоять против не платящих налоги «сдамкомнатных» бабушек и в целом серо-черного арендного сектора, на который сегодня приходится до 90% бронирований.
Отдельный вопрос, которым задаются игроки рынка недвижимости, — повлияет ли данное отрицательное решение на настроения и планы девелоперов и инвесторов, нацеленных на строительство новых гостиниц. Не должно, считает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова.
Яна Уханова руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL «Во многих странах, в том числе в большинстве европейских, действует пониженная ставка НДС для гостиниц — в размере от 7% до 13% при базовой ставке НДС в 20-25%. Данная мера помогает динамичнее развиваться отрасли и дает существенный экономический эффект. В России также применяется льготная ставка НДС, но на гостиничную отрасль она не распространяется. Данная мера прежде всего важна для операционного бизнеса: она позволила бы высвободить денежные средства на капитальное улучшение, инфраструктурное развитие, развитие персонала и вообще помогла бы индустрии восстановиться существенно быстрее. Что же касается строительства гостиниц, то с точки зрения девелопмента применение сниженной ставки НДС не столь критично».
Старший директор департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Мережко согласна с тем, что снижение НДС не смогло бы существенно изменить инвестиционно-девелоперский расклад. Более того, эксперт, во-первых, вообще предлагает не переоценивать действенность этой меры, а во-вторых, подчеркивает, что влияние снижения НДС не является линейным.
Марина Мережко старший директор департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield «Как правило, инвестор принимает решение о входе в проект, если его показатели соответствуют типичным для отрасли показателям доходности и окупаемости. Безусловно, снижение НДС оказало бы положительное влияние на операционные потоки гостиниц, однако не такое выраженное, чтобы это решение смогло существенно изменить инвестиционные показатели гостиничных проектов. Влияние снижения ставки НДС на показатели гостиниц будет неодинаковым. Чем выше доля выручки от продажи услуг, ставка по которым не изменится (аренда залов и оборудования при проведении различных мероприятий или выручка от аренды прочих помещений) в структуре валовой выручки гостиницы, тем ниже эффект. Кроме того, будет иметь значение и структура каналов продаж гостиницы — с какими контрагентами в основном работает отель. Клиентам — физическим лицам все равно, какой НДС включен в стоимость проживания, в отличие от клиентов-юрлиц, которые относят расходы на проживание к себестоимости. Соответственно, если, условно, «от стойки» мы с вами разницы в цене не заметим, а отель получит чуть более высокую выручку от продажи номера, то при продаже гостиничных услуг юридическим лицам придется учитывать разницу в НДС и как-то ее компенсировать. То есть влияние снижения ставки НДС не будет линейным. В части себестоимости следует учитывать высокую долю расходов на персонал (в среднем около 30%, однако бывает и выше, до 40-50%), которые не облагаются НДС, что также снижает эффект от внедрения рассматриваемой инициативы».
Словом, как отмечает Марина Мережко, ключевыми параметрами при выборе направления для инвестирования остаются перспективы развития туризма в том или ином регионе, связанный с этим прогнозируемый рост спроса на размещение, а также степень государственной поддержки региона.
Вторая новость, пришедшая на гостиничный рынок практически сразу вслед за первой, на первый взгляд, безоговорочно позитивна: в соответствии с постановлением № 141 от 9 февраля 2021 года в России стартует программа выдачи льготных кредитов на строительство отелей. Правила предоставления таких займов утвердил председатель правительства Михаил Мишустин. Теперь предприниматели, реализующие инвестпроекты в сфере гостиничного бизнеса, смогут получить финансирование по ставке от 3% до 5% годовых, срок действия кредитного договора — до 15 лет включительно. Отдельно подчеркивается, что льготный заем доступен организациям, у которых нет задолженности по зарплатам перед работниками и просроченных налоговых платежей, также потенциальный заемщик не может проходить процедуру ликвидации или банкротства.
Полученные в рамках льготных кредитов средства можно направить на строительство или реконструкцию зданий для размещения гостиниц площадью не менее пяти тысяч квадратных метров или с фондом от 120 номеров. Также разрешается инвестировать в отели, расположенные в многофункциональных (офисных или торгово-развлекательных) комплексах, если их фонд превышает 150 номеров. Подписанное Михаилом Мишустиным постановление привлечет в отрасль новых инвесторов, простимулирует создание качественной инфраструктуры, что в свою очередь повысит привлекательность внутреннего и въездного туризма, отмечается на сайте российского правительства.
И что не так? Почему специалисты дали разгромный отзыв этой инициативе и заявили, что не привлечет она никаких инвесторов, поскольку не учитывает их рисков? Вот лишь несколько пунктов, на которые обратили внимание игроки рынка, опрошенные порталом Tourdom.ru.
Пункт первый: согласно принятым правилам, потенциальный заемщик должен обратиться в уполномоченный банк с полным пакетом документов, тот передаст все это в Ростуризм, Ростуризм — в правительственную подкомиссию, которая, что важно, вправе отклонить заявку. Сколько времени это все займет, можно только догадываться.
Пункт второй: пакет документов должен включать не только бизнес-план и правоустанавливающие документы на землю, но и проектную документацию, время разработки которой может занять до двух лет и составить до 10% стоимости проекта. А дальше вы все нашли, сделали, купили, разработали, со всеми договорились, короче, потратив время и деньги, подготовились по полной программе — и тут ваша заявка отклонена. Много ли инвесторов решат стать участниками столь рискованной игры? Как отметил один из экспертов, разве что те, кто хочет получить льготный кредит на реконструкцию «барахла», уже имеющегося на балансе. Но вкладывать новые средства в реконструкцию старых зданий — вряд ли путь, способный серьезно повысить экспорт туристических услуг, а ведь именно такая цель заложена в Стратегию развития туризма до 2035 года.
Пункт третий: остаются неясными сроки запуска программы и источники ее финансирования. Формулировка, согласно которой субсидии будут предоставляться в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального агентства по туризму, кажется профессионалам слишком расплывчатой. Особенно в условиях, когда бюджет нацпроекта «Туризм» еще не утвержден, а Корпорация по развитию туризма, в руки которой, предположительно, перейдет управление этим нацпроектом, сама находится на этапе становления.
Наконец, пункт четвертый связан с избирательностью мер поддержки. В частности, никто не понял, почему речь идет только об отелях от 120 номеров, что сразу исключает из программы весь малый бизнес, да и большую часть среднего тоже. В общем, есть предложение, чтобы Ростуризм собрал игроков рынка и представителей бизнес-объединений и подробно все объяснил.