Как в Москве организована уборка снега, почему возникли трудности и когда столицу освободят из снежного плена?
Лента новостей
Центральную часть города удалось расчистить, однако сложная обстановка остается на МКАД. Коммунальные службы работают на полную мощность, но все равно далеко не везде успевают убирать и вывозить снег
Снег в Москве убирают строго по регламенту. Сообщение о грядущей непогоде коммунальные службы получают не менее чем за четыре часа и начинают подготовку.
В столичном ЖКХ внушительный парк снегоуборочной техники — более 18 тысяч единиц. Крутые спуски и подъемы, набережные, мосты, тоннели и перекрестки в первую очередь обрабатывают противогололедными реагентами. Время уборки снега с дорог и тротуаров — два-четыре часа, на вывоз дается не более 12 часов, но при затяжном снегопаде — до девяти дней.
Дороги чистят после каждых пяти сантиметров выпавшего снега. В течение пяти часов обрабатывают улицы от наледи, в течение 12 — тротуары. На очистку обочин — сутки. Вроде все расписано, но во время снежного аврала техники все равно не хватает.
Однако наращивать парк ради нескольких дней в году экономически невыгодно, говорит председатель экспертного совета Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Ирина Булгакова.
Ирина Булгакова председатель экспертного совета Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы «На такое количество снега, если бы у нас был рассчитан парк, то у нас весь бюджет ушел только на машины, которые снег чистят. И даже при этом они бы все равно не успевали чистить, потому что они бы просто все дороги заняли и друг другу мешались. А вообще, в нормах написано, что снег должен быть убран после того, как он выпадет. Вот когда у нас «после» начинается — с момента падения первой снежинки или последней? Это я так, шучу, конечно. Снега действительно очень много, и то, что его так долго убирают, в этой ситуации нормально. В прошлом году, например, когда у нас снег вообще не падал, стояла эта техника, и мы на нее смотрели и говорили: «Куда наш бюджет ушел? Техника стоит и ничего не делает». А в этом году, оказывается, ее мало».
Помимо госкомпаний есть частные. Обычно их клиенты — торговые и бизнес-центры, спорткомплексы, отели и магазины. Но при снежном коллапсе возникает ажиотаж, заказы делают и госструктуры, а цены поднимаются примерно на 30%, рассказала нам руководитель направления по вывозу снега компании — агрегатора подрядчиков «Убиратор» Анастасия Вологжанина.
Анастасия Вологжанина руководитель направления по вывозу снега компании — агрегатора подрядчиков «Убиратор» «Исполнители цены поднимают, чтобы успеть на заказ или взять больше, им нужно доплачивать водителям, больше тратить денег на топливо и так далее. Есть такие клиенты, у них госконтракт, какая-то управляющая компания их обслуживает, но она не справляется, и они обращаются. Управляющие компании к нам обращаются, соответственно, у них у самих техники не хватает. Но есть те, которые просто ищут постоянного подрядчика. Заявок очень много, причем есть заявки, которые потом в заказ не превращаются, то есть явно чувствуется беспокойство со стороны клиентов, они не понимают, что им делать».
Раньше убранный снег просто сбрасывали в Москва-реку и Яузу, об экологии тогда еще не думали. Сейчас в московском регионе работают 28 снегоплавильных пунктов. В целом они обрабатывают 90 тысяч кубометров снега в сутки. Но горы снега на обочинах в эти дни не исчезают. И дело не в том, что не хватает машин для вывоза, говорит главный редактор портала «Дом и двор», эксперт Высшей школы экономики Павел Степура.
Павел Степура главный редактор портала «Дом и двор», эксперт Высшей школы экономики «Машин можно достаточно быстро, за короткий срок дополнительно привлечь. К примеру, сняв на эти два-три дня машины со строек, перебросить их на перевозку снега. А вот снегоплавилки, конечно, просто так не нарастишь мощности. Судя по тому, что такие большие очереди и долго стоят — да, со снегоплавилками проблемы есть. В былые времена можно было использовать «сухие снегосвалки» — это когда снег собирали на каких-то площадях, а уже потом оттуда отдельно вывозили на снегоплавильные пункты. Но сейчас это запрещено».
Отдельная история с придомовыми территориями. Управляющие компании набирают дворников постоянно — их не хватает. И виновата, конечно, пандемия — мигранты разъехались по домам и снова приехать в Москву не могут. Москвичи дворниками не идут из-за маленькой зарплаты — 25 тысяч. Можно работать на две ставки, но тогда и убирать нужно в два раза большую территорию, не у всех хватит сил.
При затяжном снегопаде дворники не торопятся хватать лопаты — ведь снег идет и идет, и его потом снова придется убирать. Впрочем, на нечищеный двор можно пожаловаться в управляющую компанию. Если не поможет, то в управу или Объединение административно-технических инспекций. Оставить жалобу можно и в электронной приемной Мосжилинспекции и на портале «Наш город».
Аномальный снегопад в Москве. Фотогалерея BFM.ru: