BIM-проектирование: большой шаг, к которому много важных вопросов
Лента новостей
Как в отрасли отреагировали на постановление правительства о правилах формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства?
В сентябре прошлого года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление (от 15 сентября 2020 года № 1431), в котором были утверждены правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, а также состав включаемых в нее сведений. Сам факт регламентирования на законодательном уровне документов, которые могут подгружаться и храниться в BIM-модели, профессионалы называли большим и нужным шагом для строительной отрасли, снова и снова сетовали на медленное внедрение BIM-подходов и частое отсутствие инновационного мышления как во властных, так и в бизнес-структурах и неустанно вспоминали, что BIM позволяет добиться снижения количества ошибок в проектной документации на 40%, сокращения времени проектирования на 20-50%, а на проверку проекта — в шесть раз, сокращения сроков координации и согласования документации до 90%, сроков реализации проекта — до 50%, сроков строительства — до 10%, затрат на строительство и эксплуатацию — до 30%.
В том, что «шаг нужный», «внедрение медленное», а «BIM позволяет», пожалуй, едины. Но в оценке самого постановления и его влияния на дальнейшее развитие информационного моделирования — никакого единства. Например, директор проектной компании GENPRO Даниил Катриченко считает, что, несмотря на нынешний низкий уровень вовлеченности строительного рынка (особенно регионального) в BIM-моделирование, постановление — важная веха, без которой невозможно двигаться дальше.
Даниил Катриченко директор проектной компании GENPRO «Шаг действительно важный. Все документы, которые раньше для участия в тендере на госзакупку и при подаче объекта на государственную экспертизу прикреплялись отдельно в PDF или другом формате, теперь могут быть включены непосредственно в саму BIM-модель, а значит, в госзаказах появляется больше возможностей ее использовать. Но это только первый шаг. Пока постановление адресовано только тем застройщикам и техническим исполнителям, которые работают в BIM. Основная сложность в его исполнении — низкий уровень зрелости компаний, участвующих в информационном моделировании. Мы порой сталкиваемся с тем, что девелопер заказывает BIM-модель, а потом не знает, что с ней делать. При этом в Москве и Санкт-Петербурге растет число компаний, уже в той или иной степени применяющих BIM-модель. У них есть понимание и достаточное число специалистов, готовых работать в единой информационной системе. В регионах же нехватка знаний и специалистов проявляется в большей степени. По сути, появление данного постановления — сигнал строительной отрасли, что информационное моделирование развивается, поддерживается на государственном уровне и заказчикам необходимо будет в нем глубже разбираться и осваивать. Это важная веха, без которой мы не можем двигаться дальше. Следующим шагом необходимо на базе этого постановления развивать пункты, уточняющие и расширяющие описание BIM-модели и регламент ее наполнения и использования».
Генеральный директор цифровой платформы для управления строительством BIMDATA Сергей Качанов более критичен. По его мнению, отрасль давно нуждалась в упорядочении и систематизации подходов к внедрению BIM-технологий, и, конечно, радует, что правительство задало это направление работы. «На данный момент девелоперы уже осознали, насколько эффективны BIM-технологии в проектировании, но на саму стройплощадку BIM заходит со скрипом. Пока практика использования BIM именно для управления строительными проектами только проходит апробацию: рынок не предлагает готовых коробочных решений, лидеры отрасли разрабатывают их самостоятельно, эффективные компании пытаются интегрировать разрозненные решения, но большинство работает по старинке», — делится общими впечатлениями Сергей Качанов. А переходя к деталям, эксперт отмечает, что рынок пока не сформировал подходы к реализации нововведений и некоторые вопросы требуют тестирования на практике.
Сергей Качанов генеральный директор цифровой платформы для управления строительством BIMDATA «К примеру, в постановлении утвержден состав сведений, подлежащих передаче в процессе строительства, включая информацию, содержащуюся в общем и специальном журналах, в которых ведется учет выполненных работ, — это огромный объем документов. При этом нужно понимать, что информационная модель здания состоит из графической части и связанных с ней баз данных атрибутивной информации, редактировать которую в настоящий момент может только проектная организация, применяя специализированное ПО. Поэтому для выполнения решений правительства строителям понадобится доступное по цене и простое в использовании ПО, которое позволит в условиях строительной площадки загружать в систему документы и связывать их с элементами графической части информационной модели, а также управлять правами доступа к этим документам. Встает и вопрос идентификации и проверки полномочий лиц, вносящих записи в информационную модель, что, по-видимому, потребует расширения юрисдикции Национального реестра специалистов в области строительства. Требование правил хранить информацию об учетных записях лиц, осуществляющих операции с информационной моделью, вступает в конфликт с новой редакцией федерального закона «О персональных данных». С марта этого года при получении требования физического лица об уничтожении персональных данных компания обязана их удалить. Таким образом, внедрение передовых подходов в градостроительный процесс нуждается в дополнительной проработке, поиске технологических решений и, возможно, в консолидации рынка в решении этих вопросов».
И это еще не все, как подчеркивает Сергей Качанов, в постановлении есть и другие тонкие места. Например, требование правил о том, что информационную модель объекта капитального строительства необходимо направлять в органы исполнительной власти, поднимает вопрос соблюдения коммерческой тайны: информационная модель включает геометрическую информацию и связанные с ней документы и базы данных, которые в том числе могут составлять коммерческую тайну, например сведения о закупочных ценах. Таким образом, возникает потребность в детализации сведений, перечень которых подлежит передаче.
В требованиях к форматам указанных электронных документов также есть свои проблемные моменты. Например, есть пункт, согласно которому сведения, включаемые в информационную модель объекта капитального строительства, представляются в форме электронных документов в виде файлов XML. «На практике этот формат потребует серьезных ресурсов для хранения данных, в отличие от формата JSON, который сейчас используется во всех передовых программных продуктах», — напоминает Сергей Качанов.
Партнер, главный инженер архитектурного бюро «Крупный план» Андрей Михайлов вслед за коллегами признает правительственное постановление «безусловно важным шагом на пути стандартизации требований к разработке и использованию информационной модели здания в период всего его жизненного цикла». А затем в общем профессиональном хоре начинает звучать и его «но».
Андрей Михайлов партнер, главный инженер архитектурного бюро «Крупный план» «Сейчас документ является по большей части декларативным и требующим дальнейшей проработки, детализации. Многие предъявляемые в настоящем законе требования сегодня не могут быть выполнены в полном объеме. Также остается неизвестным, для кого обязателен данный закон, распространяется ли он на коммерческих застройщиков и кто будет проверять соблюдение требований. Важным моментом является и то, что многие данные, указанные в постановлении правительства в качестве необходимого наполнения информационной модели, могут представлять коммерческую тайну или то, что застройщик предпочел бы скрыть от широкой огласки. Некоторые пункты вызывают вопросы, например требования включить в информационную модель документ о выполненных инженерных изысканиях в соответствии с частью 4 статьи 47 ГК в виде трехмерной модели — сейчас отработанных способов и средств для этого нет. Мне видится, что постановление является необходимым шагом и началом большой работы по стандартизации форм, программ по наполнению информационной модели в дальнейшем. Полагаю, что изначально все эти требования будут предъявляться к объектам, строящимся за счет средств бюджетов разного уровня. В дальнейшем, как мне кажется, информационная модель по каждому зданию заменит в кадастровой палате давно нам известные технические паспорта зданий, но это потребует еще несколько лет большой работы. На мой взгляд, логично в целях поэтапного внедрения информационного моделирования на различных этапах строительства требовать на этапе ввода в эксплуатацию исполнительную документацию, оформленную как часть информационной модели в виде трехмерной модели и связанной с ней базы данных, необходимой для дальнейшей эксплуатации. В этом случае поэтапно будет происходить наполнение по новым объектам».
В целом в настоящее время принципы информационного моделирования внедрены в полной мере в основном в проектных организациях, а также у наиболее продвинутых застройщиков, подчеркивает Андрей Михайлов. Что касается строительного контроля, тут ситуация значительно хуже, если же рассматривать строительные подрядные организации и подготовку исполнительной документации в виде информационной модели, то таких компаний практически нет. «Стоит признать, что для сохранения возможности использовать модель в течение нескольких десятков лет на протяжении всего жизненного цикла здания необходимы и новые форматы хранения модели, и соответствующие программные средства, которыми будут оснащены органы государственной власти, чтобы не попадать в зависимость от одного производителя ПО», — акцентирует внимание Андрей Михайлов.
А вот архитектор, основатель архитектурного бюро «Северин проект» Александр Балабин оказался самым лаконичным и самым резким в своих оценках собеседником.
Александр Балабин архитектор, основатель архитектурного бюро «Северин проект» «Постановление на эту тему не первое. И не последнее, очевидно. Потому что оно не закрывает вопросы практического информационного моделирования объекта. Нет простых и конкретных указаний зон ответственности различных участников процесса и практических путей безальтернативного применения информационного моделирования. Это самое важное и принципиальное».
Чтобы постановление заработало, оно само должно быть выпущено в глобальной информационной модели ведомства, его подготовившего, на платформе, которая не будет иметь процессуальных способов обхода. «Вот тогда это все поедет и заработает. А новым бумажным приказом информационную модель внедрить не получится», — уверен Александр Балабин.