«Настоятельно рекомендую самим сойти с корабля»: как бизнес и образование реагируют на протесты
Лента новостей
Глава крупной осветительной компании уволил группу сотрудников за поддержку Алексея Навального. Ряд других организаций тоже приняли меры, которые можно назвать суровыми
Агрессивный пост об увольнениях по политическому признаку опубликовал в Facebook глава компании «Световые технологии» Дмитрий Налогин. Бизнесмен называет сторонников Алексея Навального «скачущими инфантилами», а свою компанию «кораблем». Он подчеркивает, что несколько оппозиционно настроенных сотрудников уже «высадились на берег», а другим следует это сделать самостоятельно, иначе их выкинут «в открытое море».
«Настоятельно рекомендую самим сойти с корабля в ближайшем порту, иначе оставляю за собой право выкинуть за борт в открытое море любого, даже во время шторма! У всех есть право и свобода «топить» за Навального, а у меня есть право и свобода уволить любого со своего корабля!» — заключает он.
Допустима ли такая позиция для руководителя компании? Business FM спросила об этом представителей бизнеса. Управляющий директор бренда Porsche компании «Автодом» Дмитрий Баранов считает, что политическая позиция — это не повод для увольнения:
Дмитрий Баранов управляющий директор бренда Porsche компании «Автодом» «Сам факт увольнять или преследовать своего работника — личное решение работодателя. Я с точки зрения своей личной позиции скажу, что если это не является каким-то актом вопиющего нарушения закона и вандализма, то участие в акциях протеста всегда остается на усмотрение работников».
Председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин тоже полагает, что запрещать походы на митинги, а тем более увольнять за это — неправильно.
Дмитрий Амелин председатель совета директоров группы компаний «Обухов» «Все, что связано с Навальным, категорически не поддерживаю. Что касается сотрудников, здесь вопрос более философский. Я бы не стал насаждать с идеологической точки зрения какую-то жесткую позицию, а уж тем более увольнять человека за то, что он пошел на митинг. Если он пошел в свой выходной день и у него прогула нет, то пусть ходит. Давайте начнем увольнять за длинные прически или за какой-нибудь не тот лак или не ту помаду. Нет, это не дело».
«Световые технологии» работают с крупными подрядчиками — в портфолио компании указаны «Сколково», «Шереметьево» и Пенсионный фонд. Судя по комментариям в Facebook, часть клиентов они теперь потеряют — некоторые пользователи прямо пишут о намерении разорвать контракт с компанией. Откликов бывших сотрудников под постом не видно — возможно, они заняты подготовкой документов для того, чтобы оспорить увольнение в суде. Получится ли? Комментирует партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Кюрджев:
Михаил Кюрджев партнер адвокатского бюро «А2» «Оспорить, безусловно, можно. Я не думаю, что в этих спорах будет какая-то политическая подоплека, то есть я далек от мысли, что районный суд будет как-то в этом случае сочувствовать или не сочувствовать работнику относительно его политических убеждений. Скорее он будет рассматривать, действительно ли имела место такая неадекватность работодателя. Но я думаю, что с учетом таких постов и если есть какая-то почтовая переписка с работником («все, сочувствующие Навальному, увольняйтесь, или я вас сейчас сам уволю»), думаю, что в этом случае, конечно, суд встанет на сторону работника. Я в этом уверен на сто процентов, особенно если речь идет про коммерческие организации».
Другой пример реакции бизнеса на рост температуры в обществе — история консалтингового гиганта McKinsey. В канун первой несогласованной акции российский филиал компании запретил сотрудникам протестовать и даже писать о политике — с формулировкой «такая линия поведения обязательна». К вечеру пресс-служба объяснила запрет «путаницей», а теперь РБК сообщает, что гендиректор McKinsey Кевин Снидер проведет проверку российского филиала и примет некие меры.
Триггером для реакции головного офиса послужила жалоба американского сенатора Марко Рубио, который назвал McKinsey «инструментом авторитарных репрессий». По словам конгрессмена, «ни для кого не секрет», что компания имеет «тесные деловые связи с госструктурами» в России. В частности, в 2018 году компания заключила контракт объемом 57 млн рублей на разработку стратегии госкорпорации ВЭБ.РФ. А ранее «Ведомости» писали, что близкие к российскому филиалу McKinsey компании выполняют госконтракты на сотни миллионов рублей, в том числе для мэрии Москвы. Если это так, можно ли считать стремление компании к аполитичности сотрудников деловой необходимостью? Рассуждает управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел.
Феликс Кугел управляющий директор кадровой компании Unity «Вопрос, конечно, скользкий. С одной стороны, корпорация или любая компания не является и не может являться инструментом государственности с точки зрения контроля, то есть запрет на прогул — это одна вещь, запрет на участие в несанкционированных демонстрациях — это, конечно, совсем другое. Это не относится к трудовым отношениям. Но в реальности работодатель, конечно, может в частном виде беседовать, люди беседуют на разные темы, это одна вещь. Но в официальной плоскости выпускать запрет на то или иное действие — это прилетит бумерангом. Этого делать, конечно, не стоит».
Еще два резонансных увольнения произошли в сфере образования, но в обоих случаях работодатели политическую подоплеку отрицают. НИУ ВШЭ разорвал контракт с приглашенной преподавательницей Анной Велликок, арестованной на 14 суток за ретвит о митинге. Как сообщила Business FM проректор вуза Валерия Касамара, причиной стал пропуск занятий. В Ростове работы лишился победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года» Александр Рябчук. Как рассказал Business FM выпускающий редактор издания «Блокнот Ростов» Роман Неведров, власти настаивают, что «ему ничего не предъявляли, но он неожиданно вдруг сам решил написать заявление».