Решетников: цены на сахар снизились, на масло — стабилизировались
Лента новостей
Президент России и глава Минэкономразвития провели рабочую встречу, на которой обсудили ситуацию на продовольственном рынке страны
Обновлено в 19:45
Глава Минэкономразвития Максим Решетников на встрече с президентом Владимиром Путиным доложил о ситуации на продовольственном рынке страны. Министр сообщил, что цены на масло стабилизировались, а на сахар — даже снизились.
Путин напомнил Решетникову: изначально разговор шел о том, чтобы все проходило в рамках рыночных процедур, «без всякого административного давления». В ответ глава Минэкомразвития рассказал, что с производителями и торговыми сетями были заключены соглашения по ориентировочным ценам. Также, в частности, для производителей сахара предусмотрена программа льготного кредитования и введена экспортная пошлина на семена подсолнечника.
Цены на сахар и подсолнечное масло зафиксированы до 1 апреля. Килограмм сахара в магазине не должен быть дороже 46 рублей, литр масла — 110 рублей. Ограничения введены и для оптового рынка. Вот как оценивает эффект от введенных ограничений генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine «Действительно, в 2020 году произошло достаточно серьезное подорожание как сахарного песка, так и подсолнечного масла. Но данная динамика вырвана из контекста общей динамики за последние несколько лет. Цены на сахарный песок в нашей стране с пиковых значений, которые были достигнуты в 2016 году, планомерно снижались. На пике цены были чуть ниже 60 рублей за килограмм, а на пике снижения в конце 2019 года цены упали почти в два раза на рынке. Во многом это было связано с перепроизводством данной культуры. И аналогичная ситуация наблюдалась на рынке подсолнечного масла. Рынок в 2020 году, по сути, только отыгрывал половину этого обвала цен, который был за последние несколько лет. Это было абсолютно нормальное рыночное движение. Естественно, последующие действия были избыточны, потому что проблемы как таковой и не было. Второй тезис: инфляция действительно достигла определенного дна почти в 4%, в некоторые месяцы инфляция падала значительно ниже, и мы сейчас видим процесс ускорения роста цен. На то, опять-таки, уже есть более объективные причины, они связаны в первую очередь с тем, что делает правительство своими же собственными руками. Связано это с регулированием различных рынков, вводятся новые системы прослеживаемости товаров, такие как «Меркурий» или дальнейшее развитие системы ЕГАИС, водятся новые требования по маркировке продукции. Все это, естественно, закладывается в себестоимость производства продукции. И третий тезис: мы уже сейчас видим, что в условиях, когда путем таких словесных интервенций, путем, опять-таки, жесткого регулирования, давления на производителей и ретейлеров цены на определенные группы товаров находятся на уровне ниже рентабельности для производителей. Производители, естественно, начинают сокращать объемы отгрузки. Естественно, это начинает формировать уже риски определенного дефицита продукции на полках в регионах России, и с этим уже сталкиваются различные региональные сети, мы уже получаем такие сигналы».
Кроме того с 15 февраля ввели пошлины на экспорт зерна, о чем Решетников тоже напомнил президенту, отметив, что этих мер оказалось недостаточно. Поэтому с 1 марта власти увеличивают пошлину вдвое и дополнительно вводят пошлины на ячмень и кукурузу. Меры правительства комментирует президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов:
Дмитрий Булатов президент Национального союза экспортеров продовольствия «Вообще-то, все меры регулирования рынка делятся на две группы — стимулирующие и ограничительные. В данном случае речь идет именно об ограничениях. С одной стороны, задача-то понятна, стабилизировать внутренний рынок, защитить интересы потребителей, задача-то благая. Но вопрос, как ее решать. Если производителю ограничивают рынки сбыта, что он делает после этого? Он сокращает производство, может даже и вообще свертывает, переходит на другие культуры. Это экономическая закономерность. То есть такими мерами мы просто загоняем болезнь внутрь. Если рассматривать как чрезвычайную меру, может быть и да, как чрезвычайная мера это годится. Такие меры ограничительные применяются иногда в мировой практике, но именно как чрезвычайные. А у нас получается, что вот эти чрезвычайные меры применяются с завидной регулярностью. Это первый вопрос — почему так случается? Второй вопрос. Если мы хотим таким образом стабилизировать рынок, защитить интересы потребителя, почему выходит так, что, чтобы защитить кого-то одного, другого нужно непременно придушить? И в-третьих, неясно, ведь президентом поставлена цель увеличить экспорт продовольствия к 2024 году до 45 млрд долларов. Как вот эти ограничения сообразуются с этой задачей?»
Ситуация с продовольствием также усугубляется и на мировом рынке, отметил президент Путин в разговоре с министром экономического развития. В ответ Решетников, в частности, сказал: «Поскольку мы сейчас один из крупнейших экспортеров пшеницы, то все наши решения тоже влияют на рынок».
В начале декабря Путин жестко высказался в адрес министра Решетникова в связи с растущими ценами на продукты. «Люди себя ограничивают, потому что у них денег нет на базовые продукты питания. Куда вы смотрите-то?» — сказал президент министру.
Беседа главы Минэкономразвития с главой государства 4 февраля прошла в позитивном ключе, отмечает политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Дмитрий Абзалов политолог, президент Центра стратегических коммуникаций «В конце прошлого года одним из основных трендов был именно знаменитый разнос по ценам, который был первой крупной атакой на премьера, с одной стороны. С другой — основную часть негатива получил именно Решетников. Тогда уже появились высказывания о том, что, вполне возможно, министр если не уйдет, то окажется в очень сложном положении. Сейчас, с одной стороны, федеральный центр хочет показать, что все-таки отношения с министром выстроены и что фундаментальные претензии есть, но они не настолько значимы. Но при этом если внимательно посмотреть высказывания Минэкономики, то есть сферы, в которых ситуацию удалось стабилизировать, а есть сферы, прежде всего биржевые товары, в которых ситуация оказалась достаточно сложной. Речь идет о зерне прежде всего. Ограничительные пошлины на вывоз фактически вводят в феврале, поэтому это является важным фактором. То есть, с одной стороны, президент оказывает поддержку отдельно взятому министру, с другой стороны, все-таки проблемы есть, и они фиксируются со стороны Минэка. Решетников считается человеком Собянина, как и ряд других игроков. Позиции Решетникова в последнее время подвергаются очень серьезному давлению. Поэтому с этой точки зрения это не только некоторая поддержка Решетникова как такового, но это еще и поддержка команды Собянина».
Уже после встречи с президентом министр экономики провел брифинг и, в частности, заявил, что Минэк не видит необходимости продлевать меры по стабилизации цен на сахар и масло. Хотя окончательное решение примут в марте. Максим Решетников добавил, что очень не хочется возвращаться к госрегулированию цен на продукты.