16+
Среда, 27 ноября 2024
  • BRENT $ 72.70 / ₽ 7638
  • RTS726.78
23 января 2021, 09:07 Компании

Удастся ли Австралии заставить Google и Facebook делиться доходами со СМИ?

Лента новостей

В Google уже заявили, что отключат интернет-поиск на материке, если инициатива пройдет в парламенте. Сработает ли угроза? Тем более что ранее корпорация подчинилась похожему закону, действующему во Франции

Фото: Zuma\TASS

В парламенте Австралии рассматривают законопроект, который обяжет Google и Facebook платить традиционным СМИ за ссылки на их ресурсы. Материнская компания Google в ответ пригрозила отключить поиск на континенте, а соцсеть Марка Цукерберга — запретить австралийцам прикреплять ссылки к постам.

Google — абсолютный гегемон поискового рынка Австралии. По подсчетам Statista, поисковиком пользуются 93% австралийцев. То же можно сказать и о Facebook — у соцсети нет серьезных конкурентов на континенте. Это приносит свои плоды — по данным BBC, более 81% всех австралийских бюджетов на диджитал-рекламу оседает на счетах этих двух компаний. Тем временем традиционные СМИ — не только в Австралии, но и по всему миру — переживают не лучшие времена. Если аудиторию с переходом в диджитал многим удается сохранить, то доходы — вряд ли. Как указывает та же BBC, рекламная выручка австралийской печатной прессы за 15 лет сократилась на 75%.

В связи с этим в Канберре придумали решение: а что если обязать платформы сесть за стол переговоров со СМИ, чтобы все договорились о компромиссных условиях компенсации? Ведь IT-гиганты зарабатывают в том числе на том, что люди приходят к ним искать новости, а значит, пресса заслуживает долю выручки.

Google появление соответствующего законопроекта не понравилось. Гигант уже начал блокировать доступ к поиску для 1% австралийской аудитории, объясняя это целью «измерить значимость новостей для пользователей». Компания также пригрозила полностью отключить поиск на континенте, потому что это «неприемлемый прецедент для цифровой экономики». Сработает ли угроза? Комментирует гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:

Денис КусковДенис Кусков генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily «Одними угрозами сыт не будешь. Это всегда процесс переговоров. Если отключат в Австралии Google, значит, там начнут пользоваться другими поисковиками, может, «Яндекс» заодно придет к ним. И здесь возникают вопросы того, что за Австралией могут пойти другие страны, и тогда непонятно, где будет поисковик Google использоваться. Потому что сейчас компания, действительно, транснациональная, работающая везде, обладающая огромным потенциалом по доле рынка, но если некоторые страны договорятся, то мало не покажется, даже компании Google».

В 2019 году схожие правила были установлены на уровне Евросоюза. Директива обязывает платформы расплачиваться с авторами новостей за использование их контента. Применить норму пока удалось только во Франции, и то не с первого раза. Изначально Google объявила, что скроет в выдаче выдержки из статей, оставив только заголовки, а значит, и платить не за что. Альянс французской прессы обратился в антимонопольный регулятор, и тот велел делиться. Ранее на этой неделе IT-гигант объявил о достижении соглашения с французской прессой о расчете и объемах компенсации.

Критики называют меру несправедливой, ведь не только поисковики получают трафик благодаря СМИ, но и наоборот. Так кто же все-таки кому обязан? Ответа пока нет, говорит доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Ольга Логунова:

Ольга Логунова доцент департамента социологии НИУ ВШЭ «Сейчас и в академических, и в индустриальных кругах активно развивается платформенная теория. И каким образом вот это межплатформенное взаимодействие контента происходит, ответа на этот вопрос еще нет. Во многом контент изначально производится с оглядкой на то, что он может быть распространен на диджитал-площадке. Потому что если мы посмотрим на одну и ту же новость, которую напечатали «Ведомости», то тот формат, который будет предложен ей же у себя в Facebook, в Twitter или в новостной ленте, будет разным в зависимости от аудитории, в зависимости от особенностей контента, который есть, и так далее».

В Москве инициативы по экспроприации доходов поисковых и социальных гигантов в пользу СМИ пока не обсуждаются. Россия остается единственной крупной страной в мире, где Google не удалось занять доминирующую позицию на рынке поиска, если не считать Китая, где американский поисковик запрещен.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию