Рокетбанк объявил об окончательном закрытии. Почему сервис «для хипстеров» так и не взлетел?
Лента новостей
Основанный молодыми бизнесменами стартап, по сути, не был кредитной организацией. Но небольшой банковский сервис во многих отношениях был пионером в мобильном банкинге и цеплял своим существованием даже Олега Тинькова
Сервис Рокетбанк объявил вечером 18 января в Instagram, что окончательно закрывается. В компании Qiwi, которой принадлежит «Рокет», сообщили, что на момент закрытия активны 43 тысячи счетов клиентов. Их обслуживание прекратят к 1 апреля, после чего счета перенесут на баланс Qiwi банка.
Рокетбанк запустили в 2013 году молодые предприниматели Виктор Лысенко, Олег Козырев, Алексей Колесников и Михаил Провизион. Позиционировался он как «банк для хипстеров». Его отличали узнаваемый стиль оформления приложения и неординарные фразы — например, такая на странице с вакансиями: «Хоули щит! Это же работа в Рокетбанке».
Во многих отношениях стартап был пионером в мобильном банкинге. Но, по сути, «Рокет» не был кредитной организацией, а лишь «банковским сервисом», у него не было лицензии ЦБ. «Получать собственную лицензию значило зарыть в землю 15 млн долларов, которых у нас к тому же не было», — рассказывал РБК один из основателей «Рокета» Олег Козырев. Сначала «Рокет» работал на инфраструктуре банка «Интеркоммерц», который впоследствии лишили лицензии. После этого «Рокет» нашел прибежище в «Открытии», но через какое-то время и он попал под санацию ЦБ.
В 2017-м финансовый сервис выкупила Qiwi за 700 млн рублей. Тогда у Рокетбанка было всего около 250 тысяч вкладчиков. В первое время Qiwi пыталась увеличить клиентскую базу и вписать сервис в свою экосистему. Но он принес компании убыток в 1 млрд рублей. Qiwi не смогла найти для «Рокета» покупателя и решила закрыть проект.
Ошибкой разработчиков, вероятно, стала ориентация на узконаправленную аудиторию, говорит гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев:
Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» «Концепция была очень интересная. Она правильно позиционировалась, достаточно хорошо ее раскрутили с точки зрения известности, но сам сегмент сложный. Мне кажется, что он низкомаржинальный. Наверное, если бы мы посмотрели на какие-то проекты, где более универсальный подход с точки зрения клиентской базы, сегментов и услуг, то таким проектам проще, когда какой-то сегмент не выстреливает, они могут выжить. Здесь был ориентир на один сегмент, на достаточно узконаправленную аудиторию. Это может как выстрелить, так и нет».
Рокетбанк еще известен тем, что все семь лет своего существования он постоянно цеплял Олега Тинькова. У них сложились особые отношения: в соцсетях владелец Тинькофф банка постоянно устраивал перепалки с аккаунтом «Рокета» и его гендиректором Виктором Лысенко. Так, Тиньков призывал убрать слово «банк» из названия сервиса, а сам предпочитал называть его «смузи-банком» (раз уж он для хипстеров). А «Рокет» в свою очередь поздравлял Тинькова с днем зарплаты и спрашивал, ждать ли к вечеру «пьяных твитов».
Теперь основатели Рокетбанка занимаются новым проектом — сервисом доставки еды «Кухня на районе». Тиньков под прощальной записью «Рокета» в Instagram написал: «Надеюсь, вы многому научились, и c кухней будет уже бизнес, а не смузи». Он также отметил, что основатели Рокетбанка были «смешными, но хорошими». «Рокет» в ответ Тинькову написал: «Приятно, что вы забежали к нам на огонек».
Тиньков при этом несколько лет назад признавался изданию «Секрет фирмы», что всеми этими интернет-перепалками хотел помочь «Рокету» привлечь новых клиентов: «Я люблю стартаперов. Помогаю молодым ребятам, когда нечем заняться. Сижу, делать нечего, дай потроллю. Может, клиентов у Рокетбанка прибавится, продлю им агонию на месяц. Дай бог, кто-нибудь купит».