Минтранс ждет идей о создании новых лоукостеров в РФ
Лента новостей
По мнению министра транспорта, российский рынок нуждается в низкобюджетных перевозках. Три лоукостера смогут полностью покрыть спрос. Но пока в РФ работает лишь один такой перевозчик — «Победа»
В России планируется создание новых бюджетных авиаперевозчиков. Свои предложения участники рынка представят 20 января на совещании в Росавиации.
Идею о создании конкурентов «Победе» нынешний глава Минтранса Виталий Савельев начал продвигать еще в ноябре 2020 года, когда депутаты Госдумы рассматривали его кандидатуру на пост министра. Как раз «Аэрофлоту», гендиректором которого долгое время был Савельев, и принадлежит единственный в России дискаунтер. Попытки сделать лоукостер предпринимались не раз, но ни один низкобюджетный перевозчик, за исключением все той же «Победы», до наших дней не дожил. До пандемии на российском рынке присутствовали глобальные лоукостеры, например Ryanair, но они выполняли только международные рейсы. В Минтрансе же думают над тем, как сделать авиатранспорт доступнее в самой России.
Пандемия показала, что россияне не хотят отказываться от перелетов, но много платить за них уже не готовы. Так что ситуация на рынке сама подталкивает перевозчиков к переходу в низкобюджетный сегмент, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Нынешняя статистика показывает, что как раз именно лоукост-сегмент наиболее востребован. В отличие от многих других авиакомпаний, которые показывают значительную потерю пассажиропотока по сравнению с 2019 годом, авиакомпания «Победа» начиная с июля показывает плюс. То есть она ежемесячно, по статистике, превосходит показатели 2019 года, что просто удивительно в ситуации, когда рынок упал, пассажиропоток в целом на российском рынке упал вдвое. То есть это говорит о том, что как раз сейчас, когда экономическая ситуация изменилась, возможности граждан меняются, многие россияне, которые раньше пользовались классическими авиакомпаниями, теперь предпочитают бюджетные авиаперелеты».
По данным «Известий», руководитель Росавиации Александр Нерадько поручил проработать вопрос по созданию лоукостеров в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом базироваться авиакомпании могут в Москве (аэропорт «Жуковский»), Калининграде, Челябинске и, возможно, в других городах. Но бизнес-модель классического лоукостера нежизнеспособна в малонаселенных регионах из-за отсутствия больших пассажиропотоков, отмечает главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.
Илья Шатилин главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Лоукостер в принципе как бизнес-модель невозможен на таком рынке, как доставка кого-то в какие-то отдаленные регионы. То есть лоукостер — это все-таки вместительный самолет и перевозка между крупными городами, а не полеты на турбовинтовых маленьких самолетиках по деревням, что актуально на Дальнем Востоке, в Сибири и так далее».
Авиаперевозчики не против работы в низкобюджетном сегменте, при этом они рассчитывают на господдержку, говорит гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
Борис Рыбак гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» «В свое время правительство выдало запрос на дешевые билеты, «Аэрофлот» сказал: пожалуйста, вот вам «Победа». Сейчас сказали: давайте обеспечим Дальний Восток связями с центром. Давайте, еще 5 млрд дадим, чтобы были еще билеты. Основные игроки на рынке тоже эту идею поддержат. Сами по себе они и так уже гибридные. На распродажах и у «Аэрофлота», и у S7, и у «Уральских авиалиний», и у Utair можно купить билет по тысяче рублей. Поэтому мне кажется, что инициатива очень правильная в том смысле, что правительство будет выделять деньги, а авиакомпании будут организовывать без всяких излишеств дешевые перевозки».
Ситуация отчасти напоминает то, что происходило на рынке частных денежных переводов. Когда регулятор понял, что Сбербанк фактически стал монополистом, было решено создать ему конкурента. В итоге появилась Система быстрых платежей ЦБ.
Теперь государство инициирует создание конкурента «Победе». И не одного, а целых двух. Один будет работать в средней полосе России, другой — на Дальнем Востоке. По мнению главы Минтранса, наличие трех лоукостеров, включая уже летающую «Победу», полностью покроет спрос на низкобюджетные авиаперевозки по стране. И, как сообщил ТАСС Виталий Савельев, Сбербанк может стать одним из крупнейших инвесторов в проекте создания лоукостера.