Исследования: россияне — об идеальном жилье, молодежь — об аренде и ипотеке, покупатели бизнес-класса — о дополнительных тратах
Лента новостей
«Дом.РФ» и ВЦИОМ провели опросы о том, о каком жилье мечтают россияне и как молодежь предпочитает улучшать свои жилищные условия, а группа «Эталон» и компания CelebriumX узнали, за что готовы и не готовы доплачивать покупатели квартир бизнес-класса
Опрос как метод исследования имеет много плюсов: он не требует больших материальных затрат и позволяет за короткое время узнать позицию большого числа людей; он, как правило, анонимен, что позволяет рассчитывать на честность высказываемых мнений; он легко анализируется и так далее. Конечно, минусов у опроса тоже немало: например, представленные варианты ответов не всегда в полной мере отражают позицию респондентов, а участники опроса порой случайно, а иногда и осознанно предоставляют не самую правдивую информацию. И все-таки опросы и их результаты — это всегда интересно, поскольку они позволяют понять настрой аудитории и нарисовать ту или иную общую картину.
Один из недавних опросов, который совместно провели «Дом.РФ» и ВЦИОМ и в котором приняли участие 1,6 тысячи респондентов по всей стране, был посвящен представлениям россиян об идеальном жилье. Выяснилось, что почти 70% участников опроса хотели бы жить в индивидуальном доме, причем выбор в пользу такого жилья чаще всего делают люди среднего возраста (35-59 лет), в то время как более младшие и старшие возрастные категории отдают предпочтение квартирам. Граждане, считающие идеалом собственный дом, среди ключевых критериев выбора называют хорошую экологию (40%) и благоустройство прилегающей территории (25%). А вот главным препятствием на пути к жилью своей мечты 72% респондентов назвали отсутствие денег, и еще 17% заметили, что поддержание частного дома требует немалых вложений.
«Результаты опроса свидетельствуют о том, что в стране огромный потенциал для роста спроса на индивидуальные дома: более 23 млн семей хотели бы переехать из квартиры в индивидуальное жилье. При этом, по данным опроса, реально готовы перебраться в частный дом в перспективе трех лет и считают, что располагают достаточными для этого средствами, всего лишь 1,4 млн семей. Главная причина такого разрыва — низкое распространение ипотеки в секторе. Решить эту задачу мы сможем за счет развития районов комплексной застройки, где индивидуальные дома будут обеспечены современной, качественной инфраструктурой. Тогда банки охотнее станут выдавать кредиты на индивидуальное жилье, и ставки по ипотеке в сегменте снизятся», — отметил генеральный директор «Дома.РФ» Виталий Мутко.
Кстати, об ипотеке: еще один недавний совместный опрос «Дом.РФ» и ВЦИОМ был посвящен отношению к жилью российской молодежи. Вот некоторые из его итогов. По словам руководителя аналитического центра «Дома.РФ» Михаила Гольдберга, молодежь в возрасте от 18 до 35 лет в России составляет 31,7 млн человек, при этом больше половины — 22,2 млн человек — живут в собственных квартирах и домах. Из них в своем жилье самостоятельно проживают 13,4 млн молодых людей (почти 43%), с родителями — 8,8 млн человек, еще 8,6 млн представителей молодежи (27%) живут в арендном жилье. Среди молодых людей этот способ решения квартирного вопроса пользуется наибольшей популярностью: если в целом по стране показатель составляет где-то 12%, то среди молодежи его значение заметно выше — 41% в возрасте до 25 лет и 21% в возрасте до 35 лет.
Желание начать самостоятельную жизнь — ключевой фактор, определяющий высокую потребность молодежи в жилье. Именно эта категория наиболее активно планирует улучшение своих жилищных условий: каждый второй респондент, собирающийся решить свой жилищный вопрос в ближайшие три года, моложе 35 лет. При этом 18,1 млн россиян до 35 лет (57% молодых людей) готовы рассмотреть для этого ипотеку, а каждый пятый россиянин до 25 лет задумывается об аренде жилья. «Современная молодежь более продвинутая как в вопросах использования таких финансовых услуг, как ипотека, так и в использовании цифровых технологий: для 1,3 млн (13%) граждан в возрасте до 25 лет одним из критериев при выборе банков является удобное мобильное приложение», — подчеркивает Михаил Гольдберг. К слову, сегодня молодые люди демонстрируют самую позитивную оценку своего финансового состояния: россияне в возрасте до 25 лет более чем в 1,5 раза чаще остальных возрастных групп положительно оценивают произошедшие и ожидаемые изменения в своих финансах.
А вот совместное исследование группы «Эталон» и научно-исследовательской компании CelebriumX (есть в распоряжении Business FM) было посвящено локальной теме — за что готовы и за что не готовы доплачивать современные покупатели жилья бизнес-класса. Для полноты картины респондентов, участвовавших в опросе, разделили на пять основных групп: покупатели без семьи, молодые пары, у которых нет детей, семьи с одним ребенком, семьи с двумя и более детьми, а также взрослые пары, живущие без детей. Ключевым показателем исследования стала степень уверенности в принятии соответствующего решения (по 100-балльной шкале).
Выяснилось, что общей ценностью для всех групп покупателей жилья бизнес-класса является, например, безопасность: все готовы доплатить за освещенный двор, все с пониманием относятся к дополнительным затратам на обеспечение круглосуточной охраны, подавляющее большинство согласно с увеличением стоимости квартиры, если в жилом комплексе будет предусмотрена система распознавания лиц при входе на территорию и круглосуточный консьерж-сервис.
Еще один общий потребительский знаменатель — система «умный дом». Практически все респонденты согласны (показатель уверенности 69-75), что данная опция стоит дополнительных денег, и реально готовы доплачивать. Но при этом приложение для управления коммунальными платежами и общения с управляющей компанией будущие жители дома видят исключительно бесплатной услугой.
Наличие отделки — также статья дополнительных расходов, которая не вызывает возражения ни у одной категории покупателей. Холостяки и семьи без детей независимо от возраста однозначно отдают приоритет чистовой отделке. Впрочем, у пар 35+ отмечается спрос и на white box: они не видят проблем в самостоятельной установке кухонного гарнитура и бытовой техники.
Другая базовая опция для проектов бизнес-класса — паркинги. Основу покупательской аудитории в категории машино-мест составляют пары в возрасте 18-35 лет. Судя по результатам исследования, в этом сегменте застройщикам следует сосредоточиться исключительно на подземных парковках. Плоскостные и наземные паркинги без обогрева рискуют остаться незаполненными.
Покупатели, ориентированные на покупку жилья уровня бизнес, неравнодушны и к экологическим трендам в строительстве. Практически все группы опрошенных — в первую очередь семьи с детьми (показатель уверенности 74) и пары зрелого возраста (показатель уверенности 67) — согласны с тем, что eco-tech стоит дополнительных денег, разве что холостяки не прочь сэкономить на «зеленых» технологиях. Очевидно набирают популярность системы, регулирующие микроклимат и повышающие качество воды и воздуха: распространение коронавирусной инфекции явно сыграло свою роль в укреплении спроса на подобные технологии.
А вот видовые характеристики, если верить результатам исследования, имеют решающее значение только для молодых пар без детей. Именно они готовы доплачивать за панорамное остекление и балконы (включая французские балконы). Некоторые черты бизнес-класса — дизайнерские лобби, входные группы с высокими потолками, ресепшн — уже воспринимаются покупателями как неотъемлемые составляющие продукта, не требующие дополнительных денег. Также выяснилось, что некоторые модные «фишки» (например, робот-секретарь, заменяющий услуги консьержа) совершенно избыточны: потребителя пока не удается убедить, что такие излишества должны оплачиваться из его кошелька.