Что может спровоцировать рост цен на бензин?
Лента новостей
Цены на топливо пока активно растут только в опте, но бензин на АЗС может подорожать уже с февраля, полагает генеральный директор «Инфотэк-терминал» Рустам Танкаев
С начала года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость самого популярного 92-го бензина выросла почти на 8%, 95-го — на 6%. На АЗС средние цены в России на бензин АИ-92 на прошлой неделе подросли всего на копейку — почти до 44 рублей за литр. Стоимость АИ-95 практически не изменилась и составила в среднем по стране 47,5 рубля.
Статистика за период длинных выходных не в полной мере отражает сложившуюся на рынке ситуацию. Рынок находится под давлением ряда факторов, которые еще окажут влияние на цены, говорит генеральный директор ЗАО «Инфотэк-терминал» Рустам Танкаев.
Рустам Танкаев генеральный директор компании «Инфотэк-терминал» «Внешний рынок и бензина, и дизельного топлива, и нефти в результате роста цен у нас стал более привлекательным, чем внутренний. Соответственно, многие компании увеличивают объем поставок на внешний рынок и таким образом «оголяют» внутренний рынок. Значительно увеличили свои поставки такие компании, как «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть». И только компенсация, которую постоянно на рынке обеспечивает компания «Роснефть», позволяет рынку как-то балансировать на грани нормального существования. Надо сказать, что доля «Роснефти» на внутреннем рынке очень сильно выросла и продолжает расти. В настоящий момент «Роснефть» обеспечивает треть внутреннего рынка РФ. Другие компании убирают свои объемы с внутреннего рынка, стремясь получить максимальную прибыль. В итоге у нас на рынке появится дефицит бензина и дизельного топлива. Как из этого положения выходить, сказать достаточно сложно. Мы все знаем, что, увеличивая налоговую нагрузку на нефтяные компании сверх всякой меры, с 1 января 2019 года правительство ввело некий демпфер, который должен был компенсировать финансовые потери для нефтепереработчиков. Фактически демпфер увеличивает цены на бензин и дизельное топливо внутри России примерно на 4%. Все разговоры с Минфином о том, чтобы изменить этот механизм, упираются в то, что Минфин считает, что действующий демпфер позволяет наполнять государственный бюджет, поэтому его трогать нельзя. На розничном рынке это пока не сказалось. Существует определенный временной лаг, через который высокие оптовые цены должны быть перенесены на внутренний рынок, это два-три месяца. В феврале мы явно увидим первые изменения, и независимые АЗС должны будут закрываться, потому что будут нести убытки. Или цены на бензин и дизельное топливо должны будут увеличиться».
По мнению Рустама Танкаева, негативное влияние на стоимость автомобильного топлива также оказывает рост с 1 января транспортных тарифов и акцизов на бензин и дизельное топливо. В результате этого сохраняется убыточность нефтепереработки и нарастают проблемы с обеспечением внутреннего рынка бензином и дизельным топливом. Это пока не привело к росту цен только потому, что ситуация управляется административными мерами.