Виртуальная одежда: временный тренд или новая реальность?
Известные дизайнеры и модные дома по всему миру начали создавать цифровые коллекции. К этому тренду подключились и российские производители одежды. Но войдет ли цифровая мода в нашу жизнь наравне с реальными вещами и когда это может произойти?
Виртуальная одежда — это вещи, которые создают в трехмерном виде с помощью специальных программ. Чтобы надеть digital-наряд на человека, дизайнер берет его фото в обтягивающей одежде, а поверх накладывает новую, цифровую вещь. Этот тренд зародился пару лет назад, а пандемия и ускорившийся переход в онлайн подстегнули его развитие.
В декабре 2020 года бренд Alexander Terekhov создал капсульную коллекцию digital-платьев совместно с маркетплейсом цифровой одежды replicant.fashion. Эти вещи — продолжение основной сезонной коллекции Alexander Terekhov Fall — Winter 2020/21.
Это не единственный опыт российских брендов создания таких коллекций. Первым дизайнером, который выпустил виртуальные вещи, стала Алена Ахмадулина. Она представила цифровую коллекцию весной 2020 года. В Европе первые виртуальные вещи, по словам экспертов моды, появились еще несколько лет назад. В 2019 году виртуальную одежду для продажи начал выпускать скандинавский бренд Carlings. А в Нидерландах есть целый цифровой дом моды The Fabricant, который создает необычную виртуальную одежду для модных брендов и ретейлеров. Один из нарядов The Fabricant стал первым в мире произведением цифровой моды, который был продан на благотворительном аукционе за 9500 долларов.
Первый виртуальный маркетплейс одежды в России
Первый магазин виртуальной одежды, который появился в России, — replicant.fashion. Он объединяет в себе вещи нескольких дизайнеров. Магазин создала в 2020 году Регина Турбина, дизайнер марки «обычной» одежды ophelica и автор первого проданного digital-образа в России. Переход на виртуальную одежду, по словам Регины, был постепенным. «Когда я услышала про Carlings и про The Fabricant, я очень заинтересовалась этой темой. У меня был опыт работы в 3D-сфере, я изучала программы, в которых создается 3D-одежда. Я считаю, что она дает дизайнеру возможность моментально проверять свои идеи, перекрашивать ткани, использовать самые различные паттерны», — говорит Турбина.
За полгода работы у магазина replicant.fashion появилась своя клиентская база. Турбина много работала с дизайнерами и блогерами. Но больше всего покупателей пришло, по ее словам, после коллаборации с брендом Puma и сервисом More TV.
Сегодня магазину в среднем удается совершать одну-две продажи в день. «Это не баснословный рынок, но даже эти продажи нас очень устраивают, потому что они доказывают, что цифровая мода людям интересна, и они готовы платить за такие вещи», — признается Турбина. При этом 90% покупателей, по ее словам, не блогеры, а обычные девушки без раскрученного Instagram.
Когда replicant.fashion только начинал свою работу, любую вещь можно было купить за 999 рублей. Сейчас средняя цена одной вещи в магазине — одна-две тысячи рублей. Исключение составляет коллекция Терехова с вечерними платьями. Вещи, которые в «живом» варианте стоят более 100 тысяч рублей, можно купить в виртуальном формате за четыре тысячи.
Зачем это нужно дизайнерам
Татьяна Румянцева — тоже дизайнер виртуальной одежды. Она создает вещи под брендом Kai Kai и продает их на сайте replicant.fashion. Румянцева живет на Бали. В Москве у нее также был бренд «физической» одежды, но в последние полгода виртуальная мода стала привлекать ее тем, что вещи можно создавать из любой точки мира.
«Мне стало казаться, что виртуальная одежда гораздо более интересная и перспективная, потому что мир переходит в виртуал и хочется находиться там максимально красивыми», — говорит Румянцева.
Вещи, которые она создает, могут стоить от тысячи до шести тысяч рублей. Все зависит от сложности дизайна. Кажется, будто производство виртуальной вещи — достаточно легкий процесс. Однако создание одного виртуального образа, по словам Румянцевой, занимает у нее не меньше недели. Для этого нужен достаточно мощный компьютер и знание программ 3D, в которых создается одежда, например CLO 3D или Marvelous Designer. По этой причине цифровой образ создают на один раз. Дизайнер работает с фотографией клиента, и если тот хочет использовать наряд снова, но уже на другом фото, ему придется заплатить ту же сумму.
«В принципе, ты действуешь как дизайнер физической одежды. Сначала разрабатываешь дизайн, лекало, которое потом переносится в программу 3D. Потом эти лекала сшиваются, выбирается ткань. Процесс очень схож с производством настоящей одежды, просто все происходит внутри компьютерной программы», — рассказывает дизайнер.
При этом технологии создания виртуальной одежды могут облегчить и создание обычных дизайнерских вещей, считает Румянцева. «Такая одежда может быть надета на большое количество людей, потому что дизайнер создает не плоский рисунок, а трехмерную модель, которая способна принимать любую позу, всячески трансформироваться. В принципе, эти модели можно потом применять для производства, использовать для поиска заказчиков, узнавать, насколько тот или иной дизайн востребован», — говорит она.
Однако все при создании 3D-одежды пока приходится делать вручную. Чтобы картинка выглядела естественно, нужно приложить немало усилий. Чаще всего клиенты покупают уже готовые модели, но бывают и индивидуальные заказы. Их создание занимает еще больше времени, и порядок цен там выше — начиная от 10 тысяч рублей. «В цифровой одежде, так же, как в обычной, можно сделать что-то базовое, а можно создать невероятный кутюрный наряд. Как и с обычной одеждой, цена может сильно меняться просто из-за времени, которое дизайнер тратит на ее создание», — объясняет Румянцева.
Временный тренд или будущее модной индустрии?
По мнению дизайнеров виртуальной одежды, ее можно будет активно применять в музыкальной и киноиндустрии, когда технологии это позволят. «Мне кажется, создание индивидуальных невероятных одежд — это будущее кино и клипов. Мне в данный момент это больше всего интересно: как переносить в видео, в движение одежду, которой не существует в реальной жизни», — говорит Румянцева.
По словам дизайнера Регины Турбиной, работа в этом направлении уже ведется. «Мы работаем с техническими партнерами, и уже в этом году мы сможем примерить одежду на видео, на своих 3D-аватарах. Также скоро можно будет моментально примерять одежду на фотографиях. Я представляю себе будущее, где вся одежда будет оцифрована, то есть она будет создаваться изначально и в цифровом формате, и в физическом», — говорит Турбина.
Однако, по мнению прикладного футуролога Данилы Медведева, интерес к виртуальной одежде еще не скоро перевесит интерес к одежде реальной, потому что пока мы большую часть времени проводим в обычном физическом мире, а цифровые объекты больше интересны для тех, кто постоянно появляется на таких площадках, как Instagram и TikTok. Тренд на создание особого образа в виртуальной реальности существует уже давно. Однако это, по словам эксперта, так и не стало массовым явлением.
«Я бы сказал, что будет длительное противодействие между реальным миром и виртуальным. Это касается не только виртуальной одежды, а вообще информации в соцсетях, когда люди как-то себя позиционируют. Были же сервисы — аренда Lamborghini, возможность заказать фотосессию в частном самолете, чтобы выложить снимки в Instagram. Сейчас можно сделать такие же штуки с помощью нейросетей. Это все часть большого тренда на виртуализацию, но пока все-таки основное значение имеет реальность», — считает Медведев.
С этим согласен эксперт моды Влад Лисовец. По его мнению, интерес к виртуальной одежде очень быстро угаснет. «Сейчас это ноу-хау и поэтому, конечно, пользуется популярностью. Это больше игра, соответствие трендам, но ничто пока не заменит живую обычную одежду, до тех пор, пока в Instagram будет видно, что это не настоящее, а какая-то виртуальная примерка», — уверен он.
Улучшит ли digital-одежда состояние экологии?
Создатели виртуальной одежды говорят о том, что этот тренд способен сократить производство вещей в будущем и таким образом повлиять на экологию.
«Мы никого не просим отказаться от физических вещей, они нам дороги, но я предлагаю все вещи из сегмента fast fashion перенести в цифровой формат, чтобы не засорять природу и чтобы мы могли существовать в мире со всей нашей модой, не создавая огромного количества мусора», — говорит основатель replicant.fashion Турбина.
Если технологии создания виртуальной одежды шагнут вперед, она вполне сможет войти в нашу жизнь так же, как «маски» в социальных сетях, считает эксперт моды Тим Ильясов: «Мы живем в ситуации перепотребления: одежды, товаров и моды слишком много. Но пандемия показала, что мы все реже находимся в публичном пространстве и все больше коммуницируем с миром в соцсетях. Новые наряды и аксессуары могут быть виртуальными, нарисованными. Вспомните, сейчас «масками» в Instagram пользуются практически все».
Если в развитых странах тренд на виртуальную одежду созвучен теме экологии, то в России такой взгляд на вещи еще долго не будет популярен, уверен эксперт моды Влад Лисовец: «У россиян это заложено генетически — красоваться, показывать что-то друг другу. Поэтому пока мы еще далеки от этого. Сначала должен поменяться первый эшелон: звезды, селебрети, известные люди, которые смогут пропагандировать отказ от перепотребления, а потом уже третьей волной это дойдет до масс, до обычных людей. Сегодня китч хвастовства, денег и блесток — все равно номер один».
По мнению футуролога Дмитрия Медведева, люди, которых волнуют проблемы экологии, мыслят иначе. Им не нужно покупать виртуальную одежду, чтобы заменить ей настоящую. «То, что мы сейчас наблюдаем с виртуальной одеждой, — тренд, который выезжает на старом потребительском тренде. А потребительский тренд в свою очередь постепенно заканчивается. Люди понимают его тупиковость, у них меняются приоритеты. Они ценят ответственное потребление больше, чем товары. Для человека, который заморачивается на сортировке мусора, становится менее важной и виртуальная идея», — считает он.
Тем не менее дизайнеры настроены оптимистично. Они верят, что как только технологии шагнут вперед, производство цифровых вещей значительно упростится, их стоимость снизится в десять раз, а вместе с тем придет и широкая популярность.