Российский «антидот» от COVID-19: амбициозные планы и неопределенность
Лента новостей
Скорое начало клинических испытаний антикоронавирусного препарата прямого действия со сверхвысокой ожидаемой эффективностью анонсировала глава ФМБА Вероника Скворцова
Планы ФМБА по созданию «антидота» от коронавируса звучат более чем амбициозно. Как заявила на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным глава агентства Вероника Скворцова, это будет «уникальный» этиотропный препарат против COVID-19, то есть лекарство прямого действия на вирус.
По словам чиновницы, доклинические исследования «антидота» завершены и показали 99-процентную эффективность препарата, так что клинические испытания не за горами. Если они будут успешными, «это будет первый безопасный и эффективный прямого действия противовирусный препарат, пока не имеющий аналогов в мире».
Скептик скажет, что в ФМБА делит шкуру неубитого медведя. Единственным зарегистрированным за рубежом препаратом такого типа является ремдесивир, но эффективность лекарства вызывает споры, и ВОЗ не рекомендует его использование. Если за создание антиковидной таблетки прямого действия бьются глобальные фармацевтические комплексы, но ни у кого пока не получилось, — велики ли шансы российских разработчиков? Ведь вакцину все делали просто наперегонки — всем было понятно, что это в принципе возможно.
С осторожным оптимизмом ситуацию оценивает профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш.
Дмитрий Кулиш профессор Сколковского института науки и технологий «Я тоже сегодня обратил внимание на это заявление Вероники Игоревны, и я не понял, о чем идет речь. Конечно же, заявление, что российские разработчики запатентовали этиотропный препарат, который является препаратом прямого действия и даже антидотом, это заявление яркое, и ничего, что бы происходило в российской фармацевтике, близкого к этому заявлению, я не знаю. Но то, что у нас в России есть успехи, и я бы даже сказал, беспрецедентные успехи в разработке инновационных лекарств против ковида, тут трудно спорить — это все документально подтвержденные факты, которые находятся у нас на глазах».
В последнее время и недели не проходит между сообщениями, что очередной российский центр или ведомство планирует создать очередной «первый в мире» препарат. От главы Роспотребнадзора Анны Поповой мы слышали о перспективной вакцине от ВИЧ, от академика Александра Гинцбурга — об антиковидном препарате на основе антител. Понятно, что стремиться нужно к звездам, но если притворяться, что на пути к ним не встретятся тернии, разочарование может быть неприятным.
Например, летом только и разговоров было, что о препаратах на основе фавипиравира — а летальность коронавируса остается стабильной, несмотря на «Авифавир», «Арепливир» и «Коронавир». Есть ли риск, что российская фармацевтика превратится в мальчика, который кричал: «Мы разработаем препарат»? Комментирует генеральный партнер биотехфонда Atem Capital, член консультационного совета Национального института рака США и декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Антон Гопка.
Антон Гопка генеральный партнер биотехфонда Atem Capital, член консультационного совета Национального института рака США, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО «Да, я думаю, что заявление, на самом деле, чрезмерно оптимистичное. И все-таки если мы говорим сейчас про фармотрасль в США, то это многие тысячи компаний, которые сейчас играют в этой гонке — разработке новых препаратов, их тоже многие тысячи, и по ним уже есть данные первой, второй фазы. И мы ожидаем, что они выйдут на рынок в течение следующего года. Здесь, кончено, это очень ранние разработки, и объем инвестиций, прежде всего инвестиций, конечно, совершенно несопоставим: то, сколько инвестировано средств в разработку лекарств в России и разработку вакцин, по сравнению с теми средствами, которые были выделены США и Западной Европой в том числе именно на разработку новых препаратов».
С другой стороны, если российской фармацевтике удастся не только сравняться с западными голиафами в гонке за вакциной, но и первой разработать лекарство прямого действия, тем более радостной будет победа. Вопрос только в том, в каких выражениях следует рассказывать о перспективных разработках до того, как они стали реальными.